Методы проблемного обучения

Страница 1

Суть проблемного изложения заключается в том, что учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблемное задание, сам его решает, показывая детям этапы, их последовательность, образец рассуждения на каждом из них

Общая структура метода проблемного изложения включает такие основные действия взаимосвязанной деятельности учителя и учеников:

Основная цель применения проблемного изложения – это усвоение учениками знаний об основных этапах решения проблемы, их содержание и последовательности выполнения.

Форма реализации этого метода в процессе учебы – это проблемный рассказ.

Критериями выбора проблемного изложения является соответствие собственно предметного содержания тем требованиям, на основе которых его содержание дает возможность создать проблемную ситуацию и сформулировать проблему, а также определенный уровень общей готовности учеников к осознанному восприятию проблемного изложения.

Эвристический метод – это способ поэлементного усвоения опыта творческой деятельности, то есть отдельных ее этапов.

Это происходит только в процессе решения конкретной проблемы. На каждом этапе применяется одно или несколько сложных умений логического мышления, которые образуют его основное содержание. Умениями дети овладевают на разнообразном материале путем выполнения репродуктивных заданий по образцу. Например, на этапе анализа проблемной ситуации ведущими являются умение всесторонне анализировать предмете, явления, связки между ними. В процессе обучения это умение формируется репродуктивно, а умение анализировать проблемную ситуацию осваивается только в созданных учителем проблемных ситуациях путем оперирования умения всесторонне анализировать объект.

Первый вариант эвристического метода предусматривает: создание проблемной ситуации и формулирование проблемного задания, которое является сложным для поэтапного решения младшими школьниками. Потому оно делится на ряд простых подпроблем. Они выходят друг из друга, то есть каждая следующая предопределяется предыдущей, а решение последней приводит к решению главной проблемы.

Общедидактическое содержание взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, организованной эвристическим методом, состоит в том, что:

Второй вариант метода предусматривает организацию решения целостной проблемы поэтапно. К работе на каждом этапе дети привлекаются с разным уровнем сотрудничества с учителем, в зависимости от их общей и локальной готовности. Таким образом, одни этапы они выполняют вместе с учителем, другие – самостоятельно, но под его непосредственным руководством, а некоторые выполняет сам учитель, показывая и комментируя процесс деятельности.

В начальных классах эвристический метод чаще всего используется в форме беседы.

Критериями выбора эвристического метода в процессе учебы являются соответствие собственно предметному содержанию и общая и локальная готовность школьников к такому виду деятельности.

Эвристический метод в обоих его вариантах дает возможность формировать у учеников умение осуществлять отдельные этапы решения проблемы. Однако, как замечает И.Я. Лернер, ограничение учебного процесса участием детей только в частичном решении творческих задач не ведет к формированию умений исследовать и решать целостные проблемы, какими они не были бы простыми. Эту функцию призван выполнять исследовательский метод.

Исследовательский метод, как и другие рассмотренные методы проблемного обучения, является способом организации творческой деятельности учеников, что обусловливается учебным проблемным заданием. Но отличие деятельности детей, организованной этим методом, заключается в самостоятельном решении целостной проблемы; это значит, что ученики выполняют все этапы процесса решения проблемы, начиная с осознания познавательного противоречия.

Особенности взаимосвязанной деятельности учителя и учеников в процессе использования исследовательского метода отображаются его общедидактическим содержанием:

Выбор исследовательского метода осуществляется на основе критериев, которые аналогичны критериям выбора эвристического метода: соответствие собственно предметному содержанию, общая и локальная готовность школьников. Кроме того, обязательной предпосылкой использования этого метода является усвоение учащимися умений выполнять все этапы решения проблемы в их логической последовательности.

Специфика применения этого метода в начальных классах проявляется:

а) в конструировании учебных проблемных заданий, которые ученики будут решать самостоятельно, но обязательно под руководством учителя поскольку они носят учебный характер. Целью их использования является не только (и не столько) усвоение новых знаний и умений (их можно подать и в готовом виде), как овладение ребенком опыта целостного решения проблемы;

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Формирование воображения у детей
В определении истоков формирования воображения исходили из общего убеждения в том, что психическую функцию нельзя создать научением. Ее можно сформировать из чего-то имеющегося у ребенка, видоизменяя и развивая это имеющееся качество. Таким качеством представляется изначальная активность ребенка, с ...

Рекомендации для педагогов по развитию дизайнерского мышления у дошкольников
При организации творческой, дизайнерской деятельности педагогу предлагаются следующие рекомендации: Вовлекайте ребенка в учебный процесс, используя игровые приемы, способствующие развитию интереса к дизайн - деятельности; Стимулируйте интеллектуальные усилия ребенка; Повышайте уверенность ребенка в ...

Дети говорят друг с другом
Психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что детская речь с самого начала имеет социальный характер, т.е. направлена на установление контактов с другими людьми. Ребенок хочет кого-то позвать, что-то спросить, кому-то пожаловаться - добиться внимания, участия матери, отца, няни и для этого начинает очен ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru