Привлечение детей к решению проблемного задания возможно при условии общей и локальной готовности их к этому виду деятельности.
Прежде чем рассмотреть содержание общей и локальной готовности, нужно выяснить особенности деятельности, которая осуществляется в процессе выполнения проблемного задания. Эта деятельность характеризуется закономерной последовательностью общих этапов, которые являются обязательными независимо от содержания задания. Такими этапами являются:
Анализ проблемной ситуации, видение проблемы.
Формулирование проблемы в форме вопроса или задания.
Выражение высказывания о путях решения проблемы.
Построение плана доведения высказывания
Проверка правильности высказывания.
Сравнение результатов с целями решения проблемы
Формулирование результатов.
Чтобы осуществить названные этапы, младшие школьники должны овладеть собственными для творческой деятельности специальными умениями. К ним относятся умения: устанавливать познавательное противоречие и видеть проблему; формулировать проблему в виде вопроса или задания; предусматривать ход решения конкретной проблемы; планировать последовательность практических и познавательных действий; доводить правильность высказывания; сравнивать результат с целями, обобщать и делать выводы. Перечисленные умения являются сложными, комплексными. Успешность формирования этих умений зависит от наличия у детей тех элементарных умственных умений, общеучебных, предметных, которые составляют их структуру.
В младшем школьном возрасте дети впервые начинают целенаправленно овладевать учебно-познавательной деятельностью. А это требует формирование у них значительного объема разных учебно-познавательных умений. Однако нужно считаться со сроком обучения в начальной школе и доступностью отдельных способов деятельности для детей младшего школьного возраста. Они предопределяют необходимость выделения группы таких умений, которые являются наиболее важными, незаменимыми и доступными для усвоения на начальном этапе учебы. За основу определение их состава берется логика мыслительной деятельности в процессе поиска, в частности специфическое процессуальное наполнение каждого этапа решения проблемы независимо от форм и содержания проблемных заданий, и базируется на единственном операционном обеспечении. Понятие «общей готовности» относительно поисковой деятельности учеников начальных классов разработано в дидактике известным ученым О.Я. Савченко. Она считает, что общая готовность – это интегральный результат личностного развития младших школьников, которое характеризуется стойким стремлением к самостоятельному усвоению новых знаний и способов действий, умением выделять цель поиска, отбирать необходимую информацию и предусматривать желаемый результат, быстро и правильно ориентироваться в выборе способов действий. Из позиции этого определения в содержании общей готовности различается три взаимосвязанных компонента:
1. Мотивационный, который предусматривает развитие у школьников интереса, позитивного отношения к знаниям, учебной и в частности поисковой деятельности. Он формируется опосредованно, путем специального структурирования и обогащения содержания учебного материала; проектирование таких форм организации деятельности каждого ученика, которые обеспечивают ситуацию успеха, познавательный интерес и желание решать проблемные задания.
2. Содержательный. Его составляют знания из учебного предмета, которые являются основой усвоения новых знаний и умений в процессе решения проблемного задания.
3. Операционный. Он объединяет те умения, овладение которыми позволяет детям включаться в процесс решения учебной проблемы, выполнять каждый ее этап.
В состав операционного компонента общей готовности входят умения: всесторонне анализировать предмет, явление; формулировать познавательные вопросы; планировать познавательную и практическую деятельность и устанавливать причинно-следственные связи; доказывать суждения; обобщать; делать выводы. Каждое из этих умений является ведущим на определенном этапе решения проблемы, комплексным, то есть включает ряд элементарных, подчиненных действий. В совокупности с другими оно позволяет ученикам включаться в поисковую деятельность, а потом осуществляется параллельно.
Локальная подготовка ведется с учетом общего развития детей и их индивидуальных особенностей. Она осуществляется двумя направлениями:
Новости образования:
Исследовательская деятельность учащихся
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом котор ...
Использование демонстрационного эксперимента в школьном курсе
химии
Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в процессе обучения позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химии как науки. Демонстрационным называют эксперимент, которы ...
О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в
молодёжных полиэтнических сообществах
Речь идёт именно о возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтническоих сообществах, которые можно реализовать, но, как показывают выше приведённые результаты социологических опросов, в сложившейся практике воспитания молодёжи не всегда реализуются. Тем не ...