Готовность учеников решать проблемные задания

Страница 1

Привлечение детей к решению проблемного задания возможно при условии общей и локальной готовности их к этому виду деятельности.

Прежде чем рассмотреть содержание общей и локальной готовности, нужно выяснить особенности деятельности, которая осуществляется в процессе выполнения проблемного задания. Эта деятельность характеризуется закономерной последовательностью общих этапов, которые являются обязательными независимо от содержания задания. Такими этапами являются:

Анализ проблемной ситуации, видение проблемы.

Формулирование проблемы в форме вопроса или задания.

Выражение высказывания о путях решения проблемы.

Построение плана доведения высказывания

Проверка правильности высказывания.

Сравнение результатов с целями решения проблемы

Формулирование результатов.

Чтобы осуществить названные этапы, младшие школьники должны овладеть собственными для творческой деятельности специальными умениями. К ним относятся умения: устанавливать познавательное противоречие и видеть проблему; формулировать проблему в виде вопроса или задания; предусматривать ход решения конкретной проблемы; планировать последовательность практических и познавательных действий; доводить правильность высказывания; сравнивать результат с целями, обобщать и делать выводы. Перечисленные умения являются сложными, комплексными. Успешность формирования этих умений зависит от наличия у детей тех элементарных умственных умений, общеучебных, предметных, которые составляют их структуру.

В младшем школьном возрасте дети впервые начинают целенаправленно овладевать учебно-познавательной деятельностью. А это требует формирование у них значительного объема разных учебно-познавательных умений. Однако нужно считаться со сроком обучения в начальной школе и доступностью отдельных способов деятельности для детей младшего школьного возраста. Они предопределяют необходимость выделения группы таких умений, которые являются наиболее важными, незаменимыми и доступными для усвоения на начальном этапе учебы. За основу определение их состава берется логика мыслительной деятельности в процессе поиска, в частности специфическое процессуальное наполнение каждого этапа решения проблемы независимо от форм и содержания проблемных заданий, и базируется на единственном операционном обеспечении. Понятие «общей готовности» относительно поисковой деятельности учеников начальных классов разработано в дидактике известным ученым О.Я. Савченко. Она считает, что общая готовность – это интегральный результат личностного развития младших школьников, которое характеризуется стойким стремлением к самостоятельному усвоению новых знаний и способов действий, умением выделять цель поиска, отбирать необходимую информацию и предусматривать желаемый результат, быстро и правильно ориентироваться в выборе способов действий. Из позиции этого определения в содержании общей готовности различается три взаимосвязанных компонента:

1. Мотивационный, который предусматривает развитие у школьников интереса, позитивного отношения к знаниям, учебной и в частности поисковой деятельности. Он формируется опосредованно, путем специального структурирования и обогащения содержания учебного материала; проектирование таких форм организации деятельности каждого ученика, которые обеспечивают ситуацию успеха, познавательный интерес и желание решать проблемные задания.

2. Содержательный. Его составляют знания из учебного предмета, которые являются основой усвоения новых знаний и умений в процессе решения проблемного задания.

3. Операционный. Он объединяет те умения, овладение которыми позволяет детям включаться в процесс решения учебной проблемы, выполнять каждый ее этап.

В состав операционного компонента общей готовности входят умения: всесторонне анализировать предмет, явление; формулировать познавательные вопросы; планировать познавательную и практическую деятельность и устанавливать причинно-следственные связи; доказывать суждения; обобщать; делать выводы. Каждое из этих умений является ведущим на определенном этапе решения проблемы, комплексным, то есть включает ряд элементарных, подчиненных действий. В совокупности с другими оно позволяет ученикам включаться в поисковую деятельность, а потом осуществляется параллельно.

Локальная подготовка ведется с учетом общего развития детей и их индивидуальных особенностей. Она осуществляется двумя направлениями:

Страницы: 1 2

Новости образования:

Базовый набор структур и построение алгоритмов на их основе
Теория структурного программирования доказывает, что алгоритм любой степени сложности можно построить с помощью основного базового набора структур:1) последовательная (линейная) структура;2) ветвящаяся структура;3) циклическая структура.Наиболее простыми для понимания и использования являются линей ...

Парадоксальная гимнастика
Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соо ...

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru