Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, их психофизическое развитие изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяют своеобразие их речевого развития: речевая инактивность, ограниченность словаря, бедность грамматических конструкций, затруднения при развёрнутом связном высказывании. Логопедические исследования С.Г.Шевченко показали, что около 40% обследованных детей с задержкой психического развития имеют дефекты как устной, так и письменной речи [43].
Исследования В.А.Ковшикова и Ю.Г.Демьянова выявили, что из 40 детей7-9 лет у 38 (95%) выявлены разнообразные нарушения речи [15].
Исследования Е.В.Мальцевой в младших классах школы для детей с задержкой психического развития выявили 39,2% детей с дефектами речи. [15]
Причём, выше перечисленные учёные указывают, что картина проявлений нарушений речи достаточно разнообразная: у третьей части школьников, имеющих речевые нарушения, наблюдается изолированный фонетический дефект; у половины обследуемых учащихся речевой дефект распространяется на всю звуковую сторону речи (звукопроизношение, фонематические процессы), что обуславливает нарушение письма; у остальных детей дефект речи охватывает все стороны речевой системы (звуковую, смысловую). Отмечается и несформированность у многих детей анатомо-физиологических предпосылок развития речи: наблюдаются отклонения в строении органов артикуляции, недостаточность орального праксиса.
Таким образом, дефекты речи у детей с задержкой психического развития проявляется на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития. Следовательно, можно говорить о задержке психического развития, осложнённой речевой патологией. Вместе с тем можно выделить случаи сложного дефекта, когда задержка психического развития сочетается с общим недоразвитием речи. Таких школьников по данным Е.В.Мальцевой 22,5%. [43]
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р.Е.Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трём уровням. Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей [20].
Анализ данных логопедической практики, педагогического опыта изучения детей с общим недоразвитием речи позволил установить, что вариативность проявлений общего недоразвития речи у детей не исчерпывается тремя уровнями речевого развития. Указания на это содержатся в работах ряда исследователей – Т.Б.Филичева, Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская и др В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с общим недоразвитием речи Т.Б.Филичевой была выявлена ещё одна категория детей с общим недоразвитием речи, “ у которых признаки речевого недоразвития оказываются стёртыми” и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи [4].
К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической контекстной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для усвоения программного материала в школе. Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи [4].
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.
Развитию диалога, который является основной формой речевого общения, уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы в первом классе школы для детей с задержкой психического развития. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.
Новости образования:
Общая структура системы образования РФ
Образование (в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании») – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Обр ...
Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе
Исследованием речи в онтогенезе занимались такие специалисты как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и д. р. Шаховская С.Н., Худенцова Н.С., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. и др. отмечают, что речь не является врожденной способностью, а развивается в ...
Сущность здоровья и здорового
образа жизни
здоровый образ жизнь учащийся Здоровье – это совокупность физического, психологического и социального благополучия. Здоровье понятие многостороннее и имеет несколько видов: 1) Физическое; 2) Психическое; 3) Социальное; 4)Индивидуальное; 5) Общественное. Физическое здоровье – это здоровье тела челов ...