Детское словотворчество

Страница 2

Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки слов"); б) к корню одного слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания) и в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").

Вот примеры, взятые из работы Т.Н. Ушаковой:

"Слова-о с к о л к и":

1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь" (3 года б месяцев).

2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев).

3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).

4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев).

Прибавление к корню "чужого" окончания:

1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).

2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).

3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" (3 года 8 месяцев).

4. Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" (3 года 8 месяцев).

5. Правдун (говорящий правду): "Я - правдун!" (4 года).

6. Пахнота (запах): "Зачем меня водите в эту пахноту?" {4 года 7 месяцев).

7. Сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет).

8. Бурота (существительное от прилагательного "бурый"): "Это бурый медведь - смотри, какая бурота" (5 лет 10 месяцев).

9. ИмЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет).

10. Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" (6 лет).

"Синтетические слова":

1. ВорунИшка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).

2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).

3. Вкуски - вкусные куски (4 года).

4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).

В наших наблюдениях отмечено много "синтетических" глаголов и прилагательных: ледоколить ("ледокол, он ледледоколит"), почайпить ("мы уже почайпили"), "огромадный" {огромный и громадный - "дом такой большой, просто огромадный!"), мапин ("я - мапина дочка", т. е. я мамина и папина), всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая).Как получаются "слова-осколки", понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова "молоко" он произносит только "ко", позднее "моко" и, наконец, "молоко". Отсюда "осколки слов" в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово "лепь" (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. - ребенок же выделяет ударный слог "леп".

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова "чужого" окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу слова "снежинка". А разве мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово "умность" ("Коты первые по умности") - а разве он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и т. д.?

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков во внеучебное время
Ильина Т.А внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы. [ 9 ] Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых в ...

Диагностика исходного уровня развития внимания и интереса к русскому языку у младших школьников
Исследование проводилось в 3 классе «а» школы № 55 г.Новокузнецка. Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить исходный уровень развития внимания и интереса к русскому языку. Для выявления уровня развития внимания нами использовались следующие методики: Методика № 1 «Корректурная проба» Метод ...

Интерпретация результатов изучения темы у детей, посещающих и непосещающих факультативные занятия
Наше исследование позволило сделать главное наблюдение – между уровнем познавательной активности детей и их участием в дополнительных занятиях по информатике существует взаимосвязь. Показатели познавательных способностей согласно материалам, собранным в результате анкетирования детей и преподавател ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru