Любую деятельность, включая учебно-познавательную, можно стимулировать, основываясь на потребностях человека.
Нами было проведено исследование уровня сформированности мотивации к изучению химии, заключающееся в анкетировании учащихся (см. Приложение 2).
Разработанная анкета состоит из двух блоков «А» и «Б». Вопросы блока «А» направлены на выявление степени сформированности мотивации у учащихся 9-го предпрофильного класса. Задачей блока «Б» явилось оценка степени влияния различных педагогических факторов на степень сформированности мотивации. Бланки ответов предварительно зашифровывали и раздавали учащимся в соответствии с заранее подготовленном списком. Шифр представлял большое число, включающее год, месяц тестирования, номер школы, класса, три последние цифры – личный код учащегося (20050566094000). Шифр ставился в нижнем углу и печатался мелким шрифтом. Помимо анкетирования анализировались успеваемость школьников по химии за 2004/2005 учебный год (годовая оценка).
Результаты исследования представлены в таблице 1 и на рисунке 1. По результатам анкетирования было выделено три группы уровня сформированности мотивации: высокий, средний и низкий.
Таблица 1.
Результаты анкетирования и успеваемости за 2004/2005 учебный год по химии учащихся 9 «Г» класса МОУ «СОШ № 66» г. Пензы
№ п/п |
Список класса |
Степень сформиро-ванности мотивации |
Годовая оценка |
Педагогические условия | |||
Роль учителя |
Роль роди-телей |
Соц. фактор |
Средства обучения | ||||
1. |
Абрамова О. |
6 Б. – низкая |
4 |
9 |
4 |
2 |
4 |
2. |
Волков Е. |
8 Б. – низкая |
3 |
9 |
4 |
4 |
13 |
3. |
Гатыло А. |
5 Б. – низкая |
3 |
11 |
3 |
4 |
10 |
4. |
Дмитриевский Е. |
25 Б. – средняя |
4 |
14 |
4 |
1 |
8 |
5. |
Драндалуш Н. |
7 Б –низкая |
3 |
10 |
1 |
2 |
4 |
6. |
Егоров М. |
14 Б –низкая |
3 |
12 |
2 |
2 |
11 |
7. |
Егорова Ю. |
32 Б –высокая |
5 |
11 |
9 |
6 |
7 |
8. |
Каденкова М. |
19 Б – средняя |
4 |
11 |
3 |
2 |
9 |
9. |
Крылов Н. |
17 Б – средняя |
4 |
14 |
7 |
5 |
12 |
10. |
Козлова Е. |
4 Б – низкая |
4 |
12 |
3 |
5 |
3 |
11. |
Кусакин О. |
16 Б – средняя |
4 |
10 |
3 |
5 |
11 |
12. |
Лапин С. |
25 Б– средняя |
5 |
13 |
3 |
1 |
13 |
13. |
Мараева С. |
18 Б – средняя |
4 |
14 |
7 |
1 |
9 |
14. |
Новичкова И. |
30 Б- – средняя |
5 |
13 |
6 |
6 |
5 |
15. |
Паксяев А. |
20 Б - – средняя |
4 |
7 |
4 |
3 |
6 |
16. |
Петрушов И. |
10 Б–низкая |
3 |
14 |
2 |
8 |
15 |
17. |
Попков С. |
14 Б–низкая |
3 |
13 |
3 |
5 |
7 |
18. |
Романенко В. |
6Б – низкая |
3 |
14 |
1 |
4 |
13 |
19. |
Родионов Д. |
3Б – низкая |
3 |
10 |
2 |
4 |
10 |
20. |
Спирин М. |
16 Б– средняя |
5 |
12 |
6 |
1 |
10 |
21. |
Спирин Н |
16 Б– средняя |
5 |
13 |
3 |
1 |
10 |
22. |
Сурудина К. |
17 Б– средняя |
4 |
14 |
5 |
4 |
10 |
23. |
Толстова О. |
17 Б– средняя |
4 |
12 |
3 |
3 |
6 |
24. |
Толстиков М. |
15 Б– средняя |
5 |
12 |
3 |
1 |
11 |
25. |
Тремасова Е. |
28 Б– средняя |
5 |
7 |
3 |
2 |
3 |
26. |
Ханжов Ю. |
16 Б– средняя |
4 |
13 |
4 |
3 |
4 |
Новости образования:
Интерпретация результатов изучения темы у детей,
посещающих и непосещающих факультативные занятия
Наше исследование позволило сделать главное наблюдение – между уровнем познавательной активности детей и их участием в дополнительных занятиях по информатике существует взаимосвязь. Показатели познавательных способностей согласно материалам, собранным в результате анкетирования детей и преподавател ...
Опытно-экспериментальное исследование
Цель проведенной нами исследовательской работы состояла в том, чтобы выяснить и проверить, как влияет на процесс обучения правильное использование на уроках математики дидактической игры. Свои исследования мы осуществили в два этапа. 1. Выявить, какие навыки устного и письменного счета имеют учащие ...
Виды обучения
В современной школе используется три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: объяснительно-иллюстративное (ОИ), называемое также традиционным, сообщающим или конвенциональным (обычным); проблемное ; программированное и развившееся на его основе компьютерное или компь ...