Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе

Страница 3

Другой исследователь, автор учебника «Логоритмика» Э.Килинска-Эвертовска, развивая положения Жак - Далькроза, определяла следующие условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки - это правильное восприятие музыкального сюжета и характера произведения, слуховой анализ музыкального содержания слушаемого произведения и способность подвергаться влиянию музыки (уровень развития впечатлительности), что делает возможным выполнение ритмических упражнений всеми детьми независимо от их интеллектуального, физического и моторного развития. Э.Клинска-Эвертовска на основе своих исследований сделала вывод, что логоритмика формирует у детей чувство ритма и музыкальности и может широко применяться в коррекции различных речевых нарушений.

Продолжателем идей Эмиля Жак-Далькроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Карл Орф считал, что достоинством этого метода является использование творческих возможностей ребенка и доставление ему эстетических эмоций. Основу таких занятий составляет синтез слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.

Таким образом, логопедическая ритмика все более широко используется в различных реабилитационных методиках как одно из самостоятельных средств коррекционного воздействия и в сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями.

Проблема коррекции нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста широко освещена в психолого-педагогической литературе. Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи. Все структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются не только у детей дошкольного возраста, но и в процессе обучения в школе. Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть законченно в детском саду. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи.

«Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1984г.) предусматривает задачу по совершенствованию у детей старшего дошкольного возраста всех сторон звуковой культуры речи, закрепление правильного произношения звуков, устранение дефектов звукопроизношения, развитие речевого дыхания, укрепление и развитие артикуляционного и голосового аппаратов, формирование умения менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения. А также воспитание у детей ясной дикции.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1987 г.) выявлена задача: «Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Учить различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки. Продолжать развивать фонематический слух».

Программе «Детство» в старшем дошкольном возрасте акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения правильному произношению звуков в сторону воспитания выразительности речи. Считается, что к пяти годам дети, как правило, овладевают произношением всех звуков родного языка. Закрепление правильного звукопроизношения осуществляется в процессе повседневного речевого общения.

Базисная программа развития ребенка дошкольника «Истоки» ставит перед воспитателями такую задачу: «Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи. Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, чистоговорках, коротких стихотворениях. Учить произвольно, регулировать темп и громкость произнесения, интонацию».

В настоящее время в нашей стране имеется широкая сеть логопедических детских садов, в которых помогают детям, имеющим дефекты речи. В специализированных речевых учреждениях, в которых проводятся логоритмические занятия, познавательные, эстетические, воспитательные и коррекционные задачи решаются совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем, как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Особенности процесса формирования культуры межнационального общения
Обоснование и реализация модели целостного процесса формирования культуры межнационального общения у школьников должны: • соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающую место постепенность, непрерывность и преемственность становл ...

Разработка конспекта урока по биологии «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»
План – конспект урока по биологии. Тема: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Цель урока: Приобщить детей к здоровому образу жизни. Задачи урока: – Познакомить детей с истинным значением слова иммунитет, из чего он состоит (складывается); обосновать необходимость прививок и лечебных сывороток. ...

Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительског ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru