Обоснование и реализация модели целостного процесса формирования культуры межнационального общения у школьников должны:
• соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающую место постепенность, непрерывность и преемственность становления свойств личности [48];
• носить целостный характер в аспекте «статической структуры личности», предполагающий проектирование и реализацию всей последовательности: изучение исходного состояния - постановка целей и задач (включая задачи не только формирования, но и собственно исследовательские) [16];
• отбор и конструирование системы средств (отвечающих по составу иерархии особенностям конкретного этапа процесса и возможностям их в формировании данного качества) - применение этой системы, включая коррекцию процесса по ходу анализа результатов;
• носить целостный характер в аспекте «динамической структуры процесса», отражаемый более всего последовательной сменой этапов и стадий процесса, устремленной на развитие исследуемого качества и личности в целом преемственной связью их задач, системы средств их решения, условий эффективного достижения результатов [16].
Процесс формирования культуры межнационального общения был разделен на четыре этапа. При постановке целей указанной деятельности мы ориентировались на следующие положения:
1. Цели каждого этапа процесса должны соответствовать конечной цели.
2. Для обоснованной постановки целей на каждом из этапов процесса необходимо ориентироваться на распределение школьников по уровням сформированности культуры межнационального общения.
3. В качестве целей процесса формирования культуры межнационального общения должны намечаться: актуализация, развитие, закрепление, обобщение позитивных достижений предыдущего уровня и проектирования определенных состояний, компонентов культуры межнационального общения, их взаимосвязей, качества в целом.
Базой исследования была избрана СШ № 3 г. Дербента. Экспериментальная работа проводилась в период педагогической практики, в которой приняли участие около 150 школьников (пятые - одиннадцатые классы).
Для постановки задач экспериментального процесса и оценки его результатов мы проводили диагностические срезы в контрольных и экспериментальных группах.
Исходное состояние сформированности культуры межнационального общения в контрольных группах мы брали по результатам диагностики в средней общеобразовательной школе № 3 города Дербента.
Картина исходного состояния сформированности качества личности у школьников экспериментальных и контрольных групп отображена в таблице №4.
Таблица № 4
Уровни сформированности культуры межнационального общения у школьников к началу экспериментальной работы.
Уровни |
Негативный |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Экспериментальная группа |
3,9% (5 чел.) |
58,4% (78 чел) |
31,7% (43 чел.) |
6% (8 чел.) |
Контрольная группа |
5,1% (9 чел.) |
59,0% (106 чел.) |
28,7% (52 чел.) |
7,2% (11 чел.) |
Несмотря на некоторые расхождения школьников уровней сформированности культуры межнационального общения, мы наблюдаем, что в контрольных и экспериментальных группах распределение школьников на негативном и высоком уровнях расходится на 1,2%, на низком еще меньше - 0,6%. Разница в 3% между группами на среднем уровне сформированности не может считаться значительной, поскольку к этому уровню мы отнесли третью часть школьников, участвовавших в исследовании.
Учитывая характеристику подростков начального уровня, первый этап педагогического процесса формирования культуры межнационального общения был направлен на ликвидацию негативных чувств учащихся по отношению к людям иных национальностей.
Новости образования:
Химический диктант и другие виды опроса
В практике работы учителей для учета знаний применяют химический диктант. Вопросы для химического диктанта могут быть следующими: написать формулы веществ по названиям, определить валентность элемента в соединениях, дать определение химических понятий, сформулировать законы, зарисовать приборы и т. ...
Психолого-педагогические предпосылки использования рефлексии в учебном
процессе
Рефлексия (от позднелатинского. reflexio — обращение назад) — обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлекси ...
Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями
По данным Министерства образования и Науки Российской Федерации в стране насчитывается около 2 млн. детей относящихся к категории лиц с ОВЖ. Из них около 450 тыс. детей школьного возраста учатся 1969 специальных образовательных учреждениях. Дети и подростки, обучающиеся на дому, или школах индивиду ...