Особенности процесса формирования культуры межнационального общения

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Особенности процесса формирования культуры межнационального общения

Страница 1

Обоснование и реализация модели целостного процесса формирования культуры межнационального общения у школьников должны:

• соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающую место постепенность, непрерывность и преемственность становления свойств личности [48];

• носить целостный характер в аспекте «статической структуры личности», предполагающий проектирование и реализацию всей последовательности: изучение исходного состояния - постановка целей и задач (включая задачи не только формирования, но и собственно исследовательские) [16];

• отбор и конструирование системы средств (отвечающих по составу иерархии особенностям конкретного этапа процесса и возможностям их в формировании данного качества) - применение этой системы, включая коррекцию процесса по ходу анализа результатов;

• носить целостный характер в аспекте «динамической структуры процесса», отражаемый более всего последовательной сменой этапов и стадий процесса, устремленной на развитие исследуемого качества и личности в целом преемственной связью их задач, системы средств их решения, условий эффективного достижения результатов [16].

Процесс формирования культуры межнационального общения был разделен на четыре этапа. При постановке целей указанной деятельности мы ориентировались на следующие положения:

1. Цели каждого этапа процесса должны соответствовать конечной цели.

2. Для обоснованной постановки целей на каждом из этапов процесса необходимо ориентироваться на распределение школьников по уровням сформированности культуры межнационального общения.

3. В качестве целей процесса формирования культуры межнационального общения должны намечаться: актуализация, развитие, закрепление, обобщение позитивных достижений предыдущего уровня и проектирования определенных состояний, компонентов культуры межнационального общения, их взаимосвязей, качества в целом.

Базой исследования была избрана СШ № 3 г. Дербента. Экспериментальная работа проводилась в период педагогической практики, в которой приняли участие около 150 школьников (пятые - одиннадцатые классы).

Для постановки задач экспериментального процесса и оценки его результатов мы проводили диагностические срезы в контрольных и экспериментальных группах.

Исходное состояние сформированности культуры межнационального общения в контрольных группах мы брали по результатам диагностики в средней общеобразовательной школе № 3 города Дербента.

Картина исходного состояния сформированности качества личности у школьников экспериментальных и контрольных групп отображена в таблице №4.

Таблица № 4

Уровни сформированности культуры межнационального общения у школьников к началу экспериментальной работы.

Уровни

Негативный

Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная группа

3,9%

(5 чел.)

58,4%

(78 чел)

31,7%

(43 чел.)

6%

(8 чел.)

Контрольная группа

5,1%

(9 чел.)

59,0%

(106 чел.)

28,7%

(52 чел.)

7,2%

(11 чел.)

Несмотря на некоторые расхождения школьников уровней сформированности культуры межнационального общения, мы наблюдаем, что в контрольных и экспериментальных группах распределение школьников на негативном и высоком уровнях расходится на 1,2%, на низком еще меньше - 0,6%. Разница в 3% между группами на среднем уровне сформированности не может считаться значительной, поскольку к этому уровню мы отнесли третью часть школьников, участвовавших в исследовании.

Учитывая характеристику подростков начального уровня, первый этап педагогического процесса формирования культуры межнационального общения был направлен на ликвидацию негативных чувств учащихся по отношению к людям иных национальностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Роль образования в формировании толерантности
Актуализируется проблема условий, средств, механизмов формирования толерантного сознания. Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща чел ...

Создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников экологических знаний
Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор условий для наиболее эффективного способа формирования уровня экологических знаний о живой природе у старших дошкольников. При разработке условий мы опирались на следующие источники: программы, направленные на экологическое воспитание дош ...

Сущность игровых технологий
дидактическая игра педагогический число Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. И. Хейзинга. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленн ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru