Сравнительный анализ учебников под редакцией Н.Я. Виленкина и Л.Г. Петерсон

Педагогические практики » Анализ подходов к обучению » Сравнительный анализ учебников под редакцией Н.Я. Виленкина и Л.Г. Петерсон

Если обратиться к содержанию программы Л.Г. Петерсон для выпускного класса начальной школы, то можно увидеть, что в ней преобладает углубленное и расширенное содержание по сравнению с базовым:

базовое содержание – 44%, углубленное и расширенное – 56%.

Программа предусматривает изучение таких тем, которые традиционно изучаются в основной школе: делители и кратные числа, обыкновенные дроби, проценты, числовые неравенства и их свойства, прямоугольная система координат на плоскости, таблицы и диаграммы, графики реальных процессов, осевая симметрия, многогранники и т.д. К тому же, программа содержит материал, который обычно предлагается учащимся на занятиях математического кружка или факультатива: множества, комбинаторика, логика.

В сравнении – в учебнике Н.Я. Виленкина:

базовое содержание – 93%, углубленное и расширенное – 7%.

Так, по учебнику Н.Я. Виленкина и др. весь сентябрь и почти все первое полугодие отводится повторению. Учащиеся повторяют без углубления пройденный в начальных классах материал. Не спасает положение и предлагаемая в этот период система упражнений. Она более бедна по сравнению с системами упражнений развивающих учебников начальной школы. Безусловно, повторение должно быть предусмотрено, но оно должно органически включаться в изучение нового материала, когда выявляются все новые и новые связи между изучаемыми понятиями, явлениями, процессами. Невольно вспоминаются слова известного математика и методиста А.Я. Хинчина, который заметил: «…Вместо бесконечных повторений нельзя ли учить так, чтобы материал не забывался?» [11,623] Кроме того, исследования психологов школы Л.С. Выготского, нацеленные на сравнение эффективности двух видов памяти – механической и логической – показали, что «…при прочих равных условиях материал усваивается и запоминается в 22 раза лучше и успешнее в том случае, если заучивание производится логическим порядком, путем связывания вновь изучаемого с изученным прежде» [11,622].

Лишь в конце первого полугодия в учебнике Н.Я. Виленкина предлагается углубление понятия дроби: ученики знакомятся с другим подходом к этому понятию, определяют понятия «правильная дробь», «неправильная дробь», «смешанное число», сложение и вычитание дробей, десятичные дроби.

Кроме этого, уровень сложности заданий учебника Н.Я. Виленкина пятого класса на этапе обобщающего повторения курса математики начальной школы значительно ниже, чем уровень сложности заданий учебника Л.Г. Петерсон для начальной школы.

Глубина и дифференцированность учебного материала традиционного обучения сами по себе много дают для развития учащихся. И, очевидно, что если основная школа с учетом развития учащихся на начальной ступени образования, продолжает решение задачи развития ученика, то в результате достигаются не только высокие результаты обучения, но и задачи общего развития учащихся: нравственные, эстетические, интеллектуальные и т.д.

В связи с вышесказанным мне пришлось внести некоторые коррективы в свою работу с учениками 5 «В» класса, чтобы не допустить снижения интереса к обучению, т.к. умение искать, анализировать, саморазвиваться у ребят переросло уже в осознанный смысл жизни. Так, в частности, в курс традиционной программы были введены задания более сложного, познавательного уровня, творческие задания, задачи на развитие логического мышления.

Новости образования:

Программа социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в Доме культуры "Рассвет"
Наше село находится в десяти километрах от города – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильным. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился с ...

Структура педагогической деятельности
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деят ...

История возникновения профильного обучения
Долгое время профильная ориентация в мире носила стихийный характер. Социальное положение родителей являлось тем главным фактором, который становился основополагающим для каждого ребенка. Иначе говоря, профессиональная ориентация полностью подменялась ориентацией социальной [24]. Недостаток квалифи ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru