Сравнительный анализ учебников под редакцией Н.Я. Виленкина и Л.Г. Петерсон

Педагогические практики » Анализ подходов к обучению » Сравнительный анализ учебников под редакцией Н.Я. Виленкина и Л.Г. Петерсон

Если обратиться к содержанию программы Л.Г. Петерсон для выпускного класса начальной школы, то можно увидеть, что в ней преобладает углубленное и расширенное содержание по сравнению с базовым:

базовое содержание – 44%, углубленное и расширенное – 56%.

Программа предусматривает изучение таких тем, которые традиционно изучаются в основной школе: делители и кратные числа, обыкновенные дроби, проценты, числовые неравенства и их свойства, прямоугольная система координат на плоскости, таблицы и диаграммы, графики реальных процессов, осевая симметрия, многогранники и т.д. К тому же, программа содержит материал, который обычно предлагается учащимся на занятиях математического кружка или факультатива: множества, комбинаторика, логика.

В сравнении – в учебнике Н.Я. Виленкина:

базовое содержание – 93%, углубленное и расширенное – 7%.

Так, по учебнику Н.Я. Виленкина и др. весь сентябрь и почти все первое полугодие отводится повторению. Учащиеся повторяют без углубления пройденный в начальных классах материал. Не спасает положение и предлагаемая в этот период система упражнений. Она более бедна по сравнению с системами упражнений развивающих учебников начальной школы. Безусловно, повторение должно быть предусмотрено, но оно должно органически включаться в изучение нового материала, когда выявляются все новые и новые связи между изучаемыми понятиями, явлениями, процессами. Невольно вспоминаются слова известного математика и методиста А.Я. Хинчина, который заметил: «…Вместо бесконечных повторений нельзя ли учить так, чтобы материал не забывался?» [11,623] Кроме того, исследования психологов школы Л.С. Выготского, нацеленные на сравнение эффективности двух видов памяти – механической и логической – показали, что «…при прочих равных условиях материал усваивается и запоминается в 22 раза лучше и успешнее в том случае, если заучивание производится логическим порядком, путем связывания вновь изучаемого с изученным прежде» [11,622].

Лишь в конце первого полугодия в учебнике Н.Я. Виленкина предлагается углубление понятия дроби: ученики знакомятся с другим подходом к этому понятию, определяют понятия «правильная дробь», «неправильная дробь», «смешанное число», сложение и вычитание дробей, десятичные дроби.

Кроме этого, уровень сложности заданий учебника Н.Я. Виленкина пятого класса на этапе обобщающего повторения курса математики начальной школы значительно ниже, чем уровень сложности заданий учебника Л.Г. Петерсон для начальной школы.

Глубина и дифференцированность учебного материала традиционного обучения сами по себе много дают для развития учащихся. И, очевидно, что если основная школа с учетом развития учащихся на начальной ступени образования, продолжает решение задачи развития ученика, то в результате достигаются не только высокие результаты обучения, но и задачи общего развития учащихся: нравственные, эстетические, интеллектуальные и т.д.

В связи с вышесказанным мне пришлось внести некоторые коррективы в свою работу с учениками 5 «В» класса, чтобы не допустить снижения интереса к обучению, т.к. умение искать, анализировать, саморазвиваться у ребят переросло уже в осознанный смысл жизни. Так, в частности, в курс традиционной программы были введены задания более сложного, познавательного уровня, творческие задания, задачи на развитие логического мышления.

Новости образования:

Влияние Владимирской иконы на другие иконографические типы - Иконы с клеймами
В 15- 16 веках в русском искусстве получают распространение иконы Владимирской Богоматери со сценами жития в клеймах. Так Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий (с показом видеоряда): - «Сказание о Владимирской иконе» - В 1-й трети XVII в. царскими мастерами был создан ...

Создание сайта учебного заведения как средства дополнительного образования
Современную российскую школу характеризует возрастающий интерес к новым технологиям в образовании. Школа видит в них возможность значительного повышения мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. Для успешного внедрения информационных технологий в учебно-воспитательный процесс необход ...

Основные функции и особенности проблемного обучения
Функция проблемного обучения состоит в том, чтобы познакомить учащихся с методами научного познания, научить творческому приобретению и применению знаний и умений. Овладение опытом творческой деятельности не самоцель обучения, а одно из средств воспитания творческой личности. Проблемное обучение на ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru