Гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание в условиях молодёжного полиэтнического сообщества

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Гражданское, патриотическое и интернациональное воспитание в условиях молодёжного полиэтнического сообщества

Страница 1

молодёжный полиэтнический патриотизм веротерпимость

Названные три вида воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. В то же время, каждое из них отлично от двух других по своей сущности. Гражданское воспитание преследует цель формирования у воспитанников гражданственности, патриотическое – патриотизма, интернациональное – интернационализма.

Гражданственность в толковых словарях и современными исследователями рассматривается как «интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [72; 99]. К основным составляющим гражданственности Э.А.Аксёнова относит нравственную и правовую культуру, выражающуюся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы, ответственности, уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, в способности выполнять свои обязанности, гармоническом сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств [2]. Гражданин своего государства и общества тогда гражданин, когда он обладает готовностью и способностью к позитивному изменению социальной среды, к своей полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах для их и собственного развития [44].

В полиэтнической среде есть наибольшие возможности почувствовать себя гражданином многонационального государства, научиться быть ему полезным путём активного участия в созидании межнационального согласия. Подготовка молодёжи к жизни в условиях культурного многообразия в научных публикациях обычно рассматривается в контексте с её гражданским воспитанием, является одной из важнейших задач современности, решение которой связано с предупреждением антиобщественных проявлений ксенофобии, шовинизма и расизма. Нравственная составляющая гражданственности базируется на общечеловеческих ценностях, а правовая является предпосылкой самого существования правового государства, «для которого характерна высокая степень востребованность гражданских качеств человека» [2].

Патриотизм (от греч. рatris – отечество, родина) всегда рассматривается в контексте отношения личности к своему отечеству, своему народу, своей культурной среде, к месту своего рождения, месту жительства [12; 885], [67;185]. Это, прежде всего, чувственная характеристика личности, связанная с переживаниями своей привязанности к родине и своему народу, соотечественникам. В известной мере это природное чувство, способность к которому зарождается вместе с человеком, но оно развивается прижизненно в процессе общения с природным и социальным окружением. Когда эти связи нарушаются, то людей нередко посещает чувство под названием ностальгия – «тоска по родине, тоска по чему-либо утраченному, ушедшему» [12; 819].

Патриотизм во все времена на Руси выступал важным фактором сплочения многонационального народа на основе единства национальной идентичности каждого россиянина и его уважительного отношения к соотечественникам иных национальностей. Особенно ярко это проявлялось в условиях преодоления трудностей и опасностей для Отечества. В такие времена патриотизм наиболее отчётливо сочетался с интернационализмом. Без этого сочетания есть опасность перерастания патриотизма в национализм, национальный шовинизм.

В современной истории России с начала 90-х гг. ХХ в. вновь возникла угроза национальной безопасности по причине распада СССР и утраты былых ценностных ориентиров. Поэтому не случайно на государственном уровне вновь актуализирована патриотическая идея, нашедшая своё отражение сначала в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», потом в аналогичной программе на последующую пятилетку [81]. В рамках этих программ разработана и получила распространение в качестве ориентировочной основы для всех социальных институтов «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» (приложение 3). Концепция целостно отражает всю систему патриотического воспитания граждан, включая и воспитание межнационального согласия.

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания
С конца 80-х гг. усилия реформаторов системы образования в нашей стране в значительной мере были направлены на то, чтобы изгнать проблематику воспитания из педагогики. Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует, что на всех исторических этапах развития российского образования п ...

Социально-политические предпосылки проблемы формирования культуры межнационального общения
В современной России в пределах одного населенного пункта проживают люди разных национальностей. Социальные и политические условия жизни таковы, что бедное сословие россиян винит во всех своих бедах богатых инородцев. Террористические акции, совершаемые на территории России представителями исламски ...

Сущность культуры межнационального общения как качества личности
Обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [58]. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru