Кузнецова Л.В. (2002) даёт следующее определение умственной отсталости: «Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.» [29. С.34].
Назаровой Н.М. (2002) приведены следующие данные: группа детей с умеренной степенью умственной отсталости составляет около 12% случаев умственной отсталости, дети с тяжёлой степенью умственной отсталости составляют примерно 14—15 % от общего количества детей с умственной отсталостью.[38. С. 67]
Умеренная степень умственной отсталости – средняя степень психического недоразвития. Интеллектуальный коэффициент IQ составляет 49-35.
Шипицина Л.М. (2004), Назарова Н.М.(2002), Гагаркина И.Г., Маллер А.Р.(2003), Цикотто Т.В. (2003) характеризуют умеренную степень умственной отсталости несформированностью всех познавательных процессов.
Маллер А.Р.(2001) отмечает, что: «у детей с умеренной степенью умственной отсталости познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.»[28. С. 14]
Назарова Н.М.(2002) говорит о том, что основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которого очень узок. [38.С. 216]
Шипицина Л.М. (2004) отмечает, что мышление данной категории детей конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и неспособное к образованию отвлечённых понятий. Развитие статических и локомоторных функций задержано, и они недостаточно дифференцированы. Развитие навыков самообслуживания отстаёт. [46. С. 56]
При тяжёлой степени умственной отсталости IQ находится в пределах от 35 до 20. Маллер А.Р (2003), Цикотто Т.В.(2003) говорят о том, что «для детей, обусловленной тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы, с тяжёлой степенью умственной отсталости характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, при значительном снижении интеллекта. Выраженное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, движения у них замедленны, неуклюжи, они плохо бегают, не умеют прыгать. При тяжелой степени умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90—100 % случаев.»[24. С. 30]
По данным Вайзман Н.П. у этих детей резко выражены нарушения координации движений. «Дети младшего возраста затрудняются принять нужную позу, не могут держать ее более 1 — 2 с. В 13—14 лет они с трудом сохраняют заданную позу в течение 4—7 с, при этом у них наблюдаются общая напряженность, синкинезии в лицевой мускулатуре. Динамическая координация также неудовлетворительная. Дети испытывают большие затруднения в переключении движений, быстрой смене поз и действий.» Воронкова В.В. отмечает, что «внимание умственно отсталых детей всегда в той или иной степени нарушено: оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание, необходимое для достижения определенной цели, у них крайне слабо.»[4. С.87]
Как отмечает Г. Е. Сухарева, дети «характеризуются косностью психики, они с трудом переключаются на новую деятельность, очень охотно подражают другим, повторяют старые заученные штампы, некоторые из них поражают своей виртуозной подражательностью. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и всякому воздействию на них. Таким образом, у этих больных сочетается повышенная внушаемость с негативизмом, неустойчивость в деятельности с большой инертностью и тугоподвижностью.» [39. С. 24] В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости находится глубокое недоразвитие речи. «У детей с грубым нарушением интеллектуальной деятельности оказываются несформированными предпосылки развития речи (ориентировочные действия, интерес к окружающему миру, предметная деятельность). Т.е. механизм речевого высказывания оказывается несформированным уже на начальном этапе.» [12. С. 15]. Певзнер М.С. говорит о том, что «степень недоразвития речи, как правило, соответствует степени общего психического недоразвития. Однако встречаются и иные случаи. Есть дети, у которых можно наблюдать поток фраз, произносимых с сохранением услышанных интонаций. Это механически воспроизводимая, не имеющая смысла речь. Такое явление наблюдается у детей с глубоким поражением преимущественно лобных отделов коры (так называемый лобный синдром олигофрении), а также у детей, страдающих гидроцефалией.» [31. С.64].
Новости образования:
Готовность учеников решать проблемные задания
Привлечение детей к решению проблемного задания возможно при условии общей и локальной готовности их к этому виду деятельности. Прежде чем рассмотреть содержание общей и локальной готовности, нужно выяснить особенности деятельности, которая осуществляется в процессе выполнения проблемного задания. ...
Этапы работы над задачей
Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос. Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы: 1. Усвоение содержания текст ...
Развитие логического мышления в геометрии
Задача преподавания геометрии – развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление. Разумеется, в задачи курса геометрии входит: дать учащимся, как это принято говорить, основные знания и умения в области геометрии. Однако все же главные, г ...