Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего эксперимента привели нас к убеждению, что наряду с формированием понимания речи, необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие повысить эффективность преодоления системного недоразвития речи. Это позволило определить содержательную и организационную стороны коррекционного воздействия. Общая целевая установка обучающего эксперимента заключалась в развитие понимания речи ребенка и формировании на этой основе их активной речи.
Мы стремились определить такие виды специальных коррекционных занятий, заданий и упражнений, включенных в часы, проводимые с воспитателем, которые бы не только формировали импрессивную речь детей, а способствовали бы и активизации их речевой деятельности, развитию психических процессов, познавательной деятельности и положительных личностных качеств.
В ходе экспериментального обучения мы учитывали следующие принципы.
Принцип преемственности и комплексности в коррекционной работе логопеда, воспитателя позволял осуществлять воздействие на детей не только непосредственно в ходе специальных занятий, но и в течение всего времени пребывания детей в детском доме – интернате, в различных видах деятельности, режимных моментах, на прогулке, в свободное от занятий время. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью определялся осуществлением коррекционного воздействия не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность ребенка в целом.
Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода было необходимо в связи с неоднородностью структуры нарушений детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью, различным уровнем понимания речи. Реализация дифференцированного и индивидуального подхода осуществлялась в форме индивидуальных коррекционных занятий, которые давали возможность варьировать их содержание, дифференцированно подходить к выбору адекватных приемов работы с каждым ребенком.
Принцип закрепления речевых навыков в условиях естественного речевого общения предполагал моделирование различных коммуникативных ситуаций на коррекционных занятиях и вне их.
Деятельностный принцип означал организацию активной деятельности детей при реализации, которой создавались условия для ориентировки ребенка в различных ситуациях, использование ведущей для данного возраста - игровой деятельности в коррекционной работе.
Личностный принцип обусловливал учет индивидуальных особенностей, формирование эмоционально оптимистического настроя личности детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в процессе коррекционно-методического воздействия.
Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз умеренная и тяжелая степень умственной отсталости, строилась и с учетом общедидактических принципов, совокупность которых и своеобразие их реализации применительно к данным детям, определили направления, приемы и организационные формы коррекционного обучения.
Соблюдение принципа научности коррекционного воздействия основывалось на современных требованиях обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, использовании новых научных данных о возможностях совершенствования логопедической работы.
Принцип доступности предусматривал учет возрастных и коммуникативных особенностей детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Реализация принципа систематичности и последовательности предполагала постепенность воздействия, чтобы все последующие задания основывались на использовании навыков, сформированных на основе предыдущих. Это позволяло закрепить полученные знания и способности, расширить и углубить их и на этой основе сформировать новые умения детей.
Сознательность и активность детей обеспечивалась разнообразием заданий игрового характера, позволяющим осуществлять многократное выполнение аналогичных действий на различном материале и в разных условиях, сохраняя и поддерживая интерес детей к различным упражнениям.
Логопедическое воздействие опирается и на специальные логопедические принципы:
Новости образования:
Выявление уровня развития творческого мышления и способностей к дизайн-деятельности
Для того чтобы определить «зону ближайшего действия», то есть тот уровень умений и навыков, который мы можем достичь в процессе обучения, нам нужно провести с дошкольниками диагностики, определяющие имеющийся уровень развития творческого мышления и дизайнерских способностей. Диагностическую работу ...
Характерные особенности учеников, обучавшихся по развивающей программе
Ученики обоих классов первоначально мною были отмечены как самостоятельные, работоспособные, с хорошо развитым логическим мышлением, речью, сформированностью познавательного интереса. Учащиеся активно включались в работу, задавали вопросы, выдвигали гипотезы, обоснованно отстаивали свою точку зрени ...
Развитие профильного обучения при преподавании химии
Систему профессиональной ориентации следует рассматривать, применяя к ней системно-структурный подход и характеризуя каждый из ее элементов. Решение проблем, связанных с профессиональной ориентацией, является важной задачей всего коллектива учителей каждой школы. Системный подход к этой важнейшей г ...