Теоретические основы формирующего эксперимента

Страница 1

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и результаты констатирующего эксперимента привели нас к убеждению, что наряду с формированием понимания речи, необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие повысить эффективность преодоления системного недоразвития речи. Это позволило определить содержательную и организационную стороны коррекционного воздействия. Общая целевая установка обучающего эксперимента заключалась в развитие понимания речи ребенка и формировании на этой основе их активной речи.

Мы стремились определить такие виды специальных коррекционных занятий, заданий и упражнений, включенных в часы, проводимые с воспитателем, которые бы не только формировали импрессивную речь детей, а способствовали бы и активизации их речевой деятельности, развитию психических процессов, познавательной деятельности и положительных личностных качеств.

В ходе экспериментального обучения мы учитывали следующие принципы.

Принцип преемственности и комплексности в коррекционной работе логопеда, воспитателя позволял осуществлять воздействие на детей не только непосредственно в ходе специальных занятий, но и в течение всего времени пребывания детей в детском доме – интернате, в различных видах деятельности, режимных моментах, на прогулке, в свободное от занятий время. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью определялся осуществлением коррекционного воздействия не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность ребенка в целом.

Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода было необходимо в связи с неоднородностью структуры нарушений детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью, различным уровнем понимания речи. Реализация дифференцированного и индивидуального подхода осуществлялась в форме индивидуальных коррекционных занятий, которые давали возможность варьировать их содержание, дифференцированно подходить к выбору адекватных приемов работы с каждым ребенком.

Принцип закрепления речевых навыков в условиях естественного речевого общения предполагал моделирование различных коммуникативных ситуаций на коррекционных занятиях и вне их.

Деятельностный принцип означал организацию активной деятельности детей при реализации, которой создавались условия для ориентировки ребенка в различных ситуациях, использование ведущей для данного возраста - игровой деятельности в коррекционной работе.

Личностный принцип обусловливал учет индивидуальных особенностей, формирование эмоционально оптимистического настроя личности детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в процессе коррекционно-методического воздействия.

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз умеренная и тяжелая степень умственной отсталости, строилась и с учетом общедидактических принципов, совокупность которых и своеобразие их реализации применительно к данным детям, определили направления, приемы и организационные формы коррекционного обучения.

Соблюдение принципа научности коррекционного воздействия основывалось на современных требованиях обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, использовании новых научных данных о возможностях совершенствования логопедической работы.

Принцип доступности предусматривал учет возрастных и коммуникативных особенностей детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагала постепенность воздействия, чтобы все последующие задания основывались на использовании навыков, сформированных на основе предыдущих. Это позволяло закрепить полученные знания и способности, расширить и углубить их и на этой основе сформировать новые умения детей.

Сознательность и активность детей обеспечивалась разнообразием заданий игрового характера, позволяющим осуществлять многократное выполнение аналогичных действий на различном материале и в разных условиях, сохраняя и поддерживая интерес детей к различным упражнениям.

Логопедическое воздействие опирается и на специальные логопедические принципы:

Страницы: 1 2

Новости образования:

Развитие логического мышления при обучении математике
Об актуальности проблемы развития логического мышления школьников можно говорить в различных аспектах. Во-первых, проблема развития логического мышления долж­на иметь свое отражение в школьном курсе математики в силу недостаточности подготовки учащихся в этой части, в силу боль­шого числа логически ...

Становление художественных школ в России
Необходимость в художественном образовании очень ярко ощутилась в XVIII веке, в частности, при правлении Петра I. Связано это с преобразованиями, осуществленными царем-реформатором. Строительство новой столицы предполагало участие архитекторов, скульпторов, художников. Именно они должны были подари ...

Значение творческой индивидуальности в работе педагога
О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет е ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru