Актуализируется проблема условий, средств, механизмов формирования толерантного сознания.
Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не проявиться, не будучи специально воспитанной, сформированной.
Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современной России.
А ведь образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания.
Именно благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур.
В качестве главной задачи образования определено формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. (31, с. 3-4).
В формировании толерантного сознания фактор национальной культуры приобретает особое значение.
Соотношение образования и культуры можно рассматривать в аспекте поликультурного образования.
Г.В. Палаткина среди конкретных задач поликультурного образования выделяет следующие:
глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа;
формирование представлений о многообразии культур в России и мире;
воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;
создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;
воспитание уважения к истории и культуре других народов;
создание мультикультурное среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
Мультикультурное образование предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями; ориентацию на диалог культур. (19, с. 41).
Принимая во внимание эту трактовку, мы полагаем, что межкультурная толерантность является результатом мультикультурного образования.
Для существования и развития любой локальной культуры и человеческой культуры в целом требуется наличие сложной среды, позволяющей строить систему оппозиций и обобщений. В этой сложной среде способом развития культуры является диалог.
Для бахтинской научной традиции характерно понимание диалогической пары «Я - Другой» как основы для непрерывного проживания процесса становления индивидуального сознания, культуры, языка, художественных форм и образов. (4, с. 36).
В этой связи подчеркнем, что феномены толерантности неразрывно связаны с идентичностью и самоидентификацией, ведь именно на оппозициях «мы-они», «свое-чужое», «я-ты» и обнаруживают себя толерантный и интолерантный типы отношений. (21, с. 6).
Культурная толерантность личности предполагает способность субъекта к продуктивному диалогическому взаимодействию с другими культурами.
Возможность принятия иной культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности личности, осознания себя в качестве носителя определенных культурных традиций, выступающего в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом.
Поэтому успех процесса формирования толерантного сознания, прежде всего связан с преодолением кризиса культурной идентичности. Идентификация понималась Э. Эриксоном как результат отождествления с определенными социальными группами, принятие на себя системы социальных ролей. (36, с. 366).
Идентичность является социальной по происхождению, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения им выработанного в процессе социального взаимодействия языка. Изменение идентичности так же обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.
Е.О. Смирнова пишет: «Без отождествления ее с высшими духовными ценностями, которые запечатлены в памятниках культуры, невозможно добиться от индивида осознания ценности другой культуры». (31, с. 65-66).
Новости образования:
Исследование речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста
Для проведения эксперимента были взяты 2 группы детей: контрольная - 10 детей и экспериментальная - 10 детей в возрасте 4-5 лет, регулярно посещающих детский сад. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Цель
: исследовать дин ...
Сущность культуры межнационального общения как качества личности
Обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [58]. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и ...
Творческие работы нетрадиционных жанров
К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими ф ...