Обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [58].
Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы [57].
Познание сущности представляет собой качественный скачок от чувственной к рациональной ступени познания. Оно связано с раскрытием главного и определяющего в предметах, с формулировкой законов их развития. Один из критериев познания сущности - возможность предвидения будущих событий на основе точно определенных законов их изменения.
В научной литературе употребляется понятие культуры межэтнического общения. Поэтому важно выяснить различие между категориями "этнос" и "нация", чтобы определиться в выборе понятия исследуемой характеристики.
Слово "этнос" греческое по происхождению и обозначало в древнегреческом языке племя, народ, группу людей, род. В современном научном языке отсутствует единое понимание сущности этноса.
Современное человечество представляет собой совокупность различных социальных коллективов, исторической максимой которых до сих пор является государство - нация. В ранний период доминантой существования этих коллективов было естественно фиксируемое кровное родство их членов.
Научная литература по родоплеменному периоду истории человечества так подтверждает тот факт, что ранние догосударственные общности людей строились на принципе родственных связей. Человек был более природен, чем социален.
Этничность же, наследуя от родоплеменных отношений биологические параметры, является категорией социальной. В ней признак родства замещается сакральным ощущением общности происхождения всех тех, кто причислят себя к тому или иному народу. Поэтому и само понятие "этнос" возникло в древнегреческом государстве, сформировавшемся в результате процесса взаимодействия различных эллинистических племен.
Этнос как историческая общность людей самоиденфицируется не столько сознанием единого происхождения, сколько ощущением претензий на неповторимость и исключительность своих обычаев и обрядов, то есть традиций, в значительной мере имеющих материальное воплощение в хозяйственной деятельности, пище, одежде, жилье и, наконец, языке.
Нация - это тип этносов, консолидирующийся благодаря потребности общества в единый, целостный организм на основе общности экономической жизни.
Формирование русского этноса протекало в XIV-XV веках на основе древнерусской народности, существовавшей в IX-XIII веках. Русский этнос формировался в ходе борьбы против монголо-татарского ига и создания русского централизованного государства.
Примерно в этот же исторический период (XIV-XV вв.) сложился украинский этнос. Он формировался в основном в ходе борьбы завоевания Польши и Литвы.
В западной части древнерусской народности сложился белорусский этнос. Консолидарность украинского и белорусского этносов из народности в нации проходит в основном в XIX веке. К этому времени они в течение двух веков вновь были объединены в единое государство Российской империи.
Понятие нации складывалось не в общероссийскую (гражданскую) сторону, а в сторону каждой отдельной этнической общности, и именно поэтому «этническое» и «национальное» стали в нашей традиции синонимичными понятиями. Этническую принадлежность того или иного индивидуума назвали «национальностью». Отсюда родилось наше понимание нации как наивысшего типа развития этноса.
В этнопсихологическом словаре мы находим следующее определение нации: нация (от лат. natio - народ) - большая социальная группа, исторически возникающий тип этноса, представляющий собой определенную общность людей, характеризующуюся единством территории, тесными экономическими связями людей, общностью языка, культуры, черт психологического склада [62].
В русском языке современное понятие "нации" как типа этноса сложилось под влиянием ленинского учения о нациях и национальных отношениях. Понятие "нация" стало обозначением определенного исторического типа этноса, возникшего на основе капиталистического способа производства, единой экономической территории, обычно контролируемой государством.
Мы рассматриваем проблему, существующую в российском государстве, из двух предлагаемых в науке понятий: «культура межэтнического общения» и «культура межнационального общения», мы оперируем понятием культуры межнационального общения.
Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. [10].
Новости образования:
Условия формирования дизайнерского мышления
дизайн детский творческий дошкольник Педагогом Евдокимовой Л.М. были сформулированы следующие условия, способствующие развитию творческого мышления у дошкольников: [1, с.66] 1. Учебно - дизайнерские условия: Эргономические условия - условия, созданные в соответствии с санитарно-гигиеническими норма ...
Типы решения творческих
задач
0 I II III IV Контрольная группа 1 - + - - - 2 - - + - - 3 - - + - - 4 - - + - - 5 - + - - - 6 - + - - - 7 - - + - - 8 - + - - - 9 - - + - - 10 - - - + - Итого (%) 0 % 40 % 50 % 10 % 0 % Экспериментальная группа 1 - + - - - 2 - + - - - 3 - - + - - 4 - - + - - 5 - - + - - 6 - - + - - 7 - + - ...
Принципы профессионального обучения и особенности их
реализации при подготовке квалифицированных рабочих в Болгарии
Проанализировав содержание, функции, особенности развития профессиональной подготовки в Болгарии, можно выделить следующие принципы: гуманистической направленности, интегративности, дополнительности, рефлексивной активности, индивидуально-личностной ориентации, осознанной перспективы, конструктивно ...