Чтобы научить детей ценить и понимать культуру своего этноса, уважать культуру других народов, нужно кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса.
Решение этой трудной задачи лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых общих знаний, с глубокими знаниями народной культуры, формированием потребности детей ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов.
По утверждению Е.М. Аджиевой, «Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, что позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, с социально-бытовым укладом их жизни, представлениями о мире, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира. Речь идет о воспитании культурных, образовательных граждан страны. Знание богатства межнациональных культур обеспечивает развитие культуры этнокультурных взаимодействий, взаимопонимания, взаимоуважения, гармонизации интересов и устремлений детей». (1, с. 85-86).
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей способам поведения и реагирования, которые не наносят вред другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми.
Практическая реализация названных проблем требует соответствующей подготовки педагогов, освоения ими новых приемов работы и т.д. Особое значение приобретает требование — сформировать толерантность самого педагога, в том числе в сфере межэтнических отношений.
При организации жизнедеятельности разнонационального детского коллектива очень важна установка педагога на этнокультурное взаимодействие.
Под этнокультурным взаимодействием понимаются целенаправленные субъкт-субъктные связи, которые заключаются в обмене, взаимообогащении культурными традициями, обычаями, ценностями и ведут к взаимосовершенствованию личностей. Это взаимодействие основано на взаимопонимании и доверии, обмене ценностями, знаниями, уважении культурных традиций.
Е.М. Аджиева пишет: «Многонациональный детский коллектив становиться пространством, благоприятным для саморазвития каждой личности, а этнокультурное взаимодействие детей в таких условиях способствует как культурному обогащению личности, так и поднятию уровня межэтнического взаимодействия».(1, с. 89-90).
Среди педагогических технологий, наиболее точно ориентированных на развитие толерантности, выделяются такие, которые, во-первых, являются личностно-ориентированными, во-вторых, имеющими диалогическое основание и, в-третьих, рефлексивными. (2, с.80).
К такого рода технологиям, в частности, относится диалог. Как мы уже отмечали ранее, диалог служит отправной точкой в преодолении монологического типа культуры соответственно в развитии толерантности личности.
Генезис «диалоговой культуры» связан с неуклонным продвижением от субъект-объектных отношений к отношениям субъкт-субъектным. Однако «диалоговая культура» характеризуется не только двунаправленностью отношений участников общения, но прежде всего специфичностью содержания их взаимодействия.
Диалог – способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. В рамках этой технологии передается разнообразная информация, как по существу разговора, так и о собеседниках, об их внутреннем мире. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность.
Особенности диалога и возможности, заключающиеся в нем как форме общения, делают его мощным средством воспитания и развития толерантности.
В сфере диалогического общения специфическое место занимает дискуссия. Главная цель дискуссии – развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Среди задач содержательного плана выделяются: осознание и осмысление проблем и противоречий; выявление имеющейся информации; творческая переработка знаний; развитие умения аргументировать и обосновывать свою точку зрения; включение знаний в новый контекст и т.п.
По утверждению Н.А. Асташовой, «умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности. В рамках работы со школьниками посредством направленной рефлексии осваиваются и преобразовываются общекультурные ценности в ценности личного плана, где толерантные отношения занимают достойное место». (2, с. 80-85).
По мнению, Е.М. Аджиевой, «нравственная ценность идеи диалога состоит в том, чтоб помогать объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур». (1, с. 92).
Достаточно сложно организовать воспитательную работу с целью развития толерантного сознания личности. Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова выделяют педагогические условия, при которых возможно формирование толерантности:
Новости образования:
Здоровьесберегающие технологии в образовании
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие ...
Становление взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста
Часто общение ребенка и родителей осложняется тем, что взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим, в этой ситуации возникает позиция взрослого «над» ребенком [1]. Но, не смотря на это, ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становитьс ...
Основные понятия валеологии. Место валеологии в системе других наук
Валеология – наука о здоровье или валеология как наука быть здоровым коренным образом отличается от медицинской науки. Если медицина ставит вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний, об их профилактике и лечении, направлена на предотвращение причин, которые могут вызвать те или иные недомога ...