Важным моментом в процессе обучения выступает расширение обучаемым имеющихся знаний при помощи чтения. Чтение выступает как активный самостоятельный познавательный процесс целостного восприятия учащимся знаковой информации.
Специалисты выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр, чтение-сканирование, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение, чтение со стопами, активное чтение.
1.
Просмотровое чтение.
Знакомстве с книгой или учебным материалом. Для того чтобы быстро определить их содержание и ключевые проблемы, быстро прочитываются аннотации, оглавление и заключение.
2.
Чтение-сканирование
Краткий просмотр текста с целью поиска нужной информации, фамилии, слова, факта.
3.
Ознакомительное чтение
Этот вид чтения мы используем, когда нам нужно бегло прочитать текст для общего ознакомления с содержанием. Это чтение как бы для себя. Так мы читаем художественную литературу для собственного удовольствия.
Такой вид чтения часто используется и при работе со специальной литературой. В отличие от просмотрового чтения, при ознакомительном чтении уже возникает вопрос не только о чем этот текст, но и что именно говорится в нем по тем или иным вопросам.
Мы не только понимаем содержание прочитанного, но и можем доказать свою точку зрения относительно содержания, охарактеризовать главные действующие лица и оценить их поступки.
Кроме этого мы в состоянии дать оценку прочитанному - интересно ли оно нам, понятно ли, нашли ли мы для себя что-то новое.
Пример задания для учащихся при ознакомительном чтении
· Перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить.
· Разделите текст на части.
· Подберите к частям заглавия, пользуясь по необходимости подсказками.
· Составьте план.
· Выберите предложение, соответствующее основной мысли.
4.
Выборочное чтение.
Избирательно читаются отдельные разделы, части книги или учебника. Читающий ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые его интересуют. Способ выборочного чтения очень часто используется при вторичном чтении книги или после ее предварительного просмотра.
5.
Поисковое чтение.
Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, характеристик героев, авторского отношения к изображаемому и т.п.
6.
Изучающее чтение
Основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается аналитическим, творческим. Текст не просто прочитывается и выделяются непонятные места, но и критически анализируется его содержание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргументах, дается самостоятельное толкование положениям и выводам. Данным способом читаются учебники, тексты по незнакомым, сложным темам.
Изучающее чтение мы используем тогда, когда нам нужно понять текст до мельчайших подробностей. Когда нам необходимо наиболее полно и точно извлечь из текста содержащуюся в нем информацию.
Часто предполагается, что эту информацию впоследствии нам придется воспроизводить или использовать в той или иной форме.
При изучающем чтении мы читаем, зная, что содержание нужно осмыслить и запомнить на длительное время. Так мы читаем все, что нам очень нужно для нашей дальнейшей деятельности - важные для нас письма, инструкции, параграфы учебника, материал для контрольных работ и экзаменов и т.п.
7.
Чтение со стопами.
Технология критического мышления позволяет строить процесс обучения на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Среди множества приемов технологии следует выделить «чтение со «стопами», предполагающее умение учителя погрузить ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем — умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия.
Общий алгоритм работы в данной стратегии выглядит следующим образом:
вызов — конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа, прогноз содержания и проблематики;
осмысление — чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»;
рефлексия — на этой стадии текст опять рассматривается как единое целое. Здесь важно осмыслить произведение — формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
8.
Достаточно продуктивной представляется техника активного чтения, предполагающая:
Новости образования:
Проблема классификации педагогических ценностей
Исследуя проблемы педагогических ценностей и их классификации И.Ф. Исаев выстраивает следующую иерархию ценностей: социально-педагогические профессионально-групповые личностно-педагогические Первые отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в обществе и появляются в обществ ...
Типы решения творческих
задач
0 I II III IV Контрольная группа 1 - + - - - 2 - - + - - 3 - - + - - 4 - - + - - 5 - + - - - 6 - + - - - 7 - - + - - 8 - + - - - 9 - - + - - 10 - - - + - Итого (%) 0 % 40 % 50 % 10 % 0 % Экспериментальная группа 1 - + - - - 2 - + - - - 3 - - + - - 4 - - + - - 5 - - + - - 6 - - + - - 7 - + - ...
Монастырские школы
В раннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских, соборных или приходских. Монастырские школы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступ ...