Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников

Педагогические практики » Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста » Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников

Страница 3

Данная игра направлена на формирование знаний о правилах поведения в природе, которые необходимы человеку в современном мире. Четвёртый вариант игры разработан на основе предложенных в литературе. Он позволяет закрепить умения видеть и понимать знаки, запрещающие негативные действия человека в природе, имеет практическую значимость для ребёнка. Играя в эту игру, дети активно высказывали своё мнение о поступках человека, как на иллюстрациях, так и из личного опыта, выражали своё эмоциональное состояние к увиденному.

В рамках формирующего этапа было проведено очень много дидактических игр в различных вариантах, что позволило закрепить и пополнить экологические знания детей. Многие игры, использованные в совместной деятельности, были перенесены детьми и в самостоятельную, что свидетельствует об их эффективности.

Кроме того, в работе использовались и сюжетно-ролевые игры, которые нашли наибольшее отражение в самостоятельной деятельности детей. Они обыгрывали уже знакомый сюжет, предложенный воспитателем, придумывали другой, дополняли и ликвидировали роли, хотя опыт самостоятельного развития игры и создания для нё обстановки, несомненно, недостаточный.

В перспективное планирование было включено восемь сюжетно-ролевых игр, которые развивались в течение недели. При этом использовались разнообразные атрибуты, менялся сюжет, дополнялись роли и т.д.

Наиболее плодотворно и интересно проводилась игра "Айболит спешит на помощь". (Цель и задачи указаны в перспективном плане). Перед игрой была проведена большая предшествующая работа, целью которой было подготовить детей к осознанию развития сюжете игры, обогатить знаниями, которые необходимы для развития линии сюжета игры. В подготовку входило следующее:

- чтение произведения К. Чуковского "Айболит";

- просмотр мультфильма "Айболит";

- экскурсия в медицинский кабинет;

- рассматривание альбома "Наша мама";

- д/и "Кому что надо?";

- д/и "Что лишнее?";

- беседа "Кто в Африке живёт?";

- чтение В.Маяковского "Кем быть?".

В дидактическом упражнении "Вижу в бинокль" игровая среда была подготовлена заранее. Была представлена свободная, просторная игровая зона, атрибуты: строительный материал, крупный телефон, мягкие и резиновые игрушки, градусник, бинты, вата, одежда для врача и медсестры, форма для капитана. В начале игры воспитатель внесла телеграмму, читает: "Приезжайте, доктор, в Африку скорей, и спасите, доктор, наших малышей".

С целью развития сюжета воспитатель задал вопросы: "Как вы думаете, от кого телеграмма? Что нам делать? На чём можно отправиться в путь? и т.д. Далее роли распределялись по желанию детей.

Таким образом, играя, дети осваивали экологически значимые знания, осуществляющие развитие гуманных чувств, желание любить природу.

В игровой деятельности дети сначала чувствовали себя скованно, выполняли только те действия, которые им были предложены взрослыми, ролевые диалоги проходили не эмоционально. Использовались односложные предложения и фразы, но после второго – третьего сюжета многие стали проявлять творчество, высказывали предложения о продолжении игры, смены обстановки.

Аналогично были подготовлены и проведены остальные сюжетно-ролевые игры. Следует отметить, что такие игры содержат огромный потенциал возможностей использования их не только в воспитательных целях, но и для расширения и углубления знаний о живой природе, полученных на занятиях.

Перспективный план работы включает также и игровые обучающие ситуации с экологическим содержанием, разработанные и предложенные Николаевой С.Н были апробированы все три типа ситуаций и наиболее привлекательной для детей оказалась ситуация типа путешествия на тему "Посещение выставки в картинной галерее". Для детей в зале была оборудована выставка репродукций с картин И.Левитана, И.Айвазовского, И.Шишкина и др. О посещении выставки детям сообщили заранее, обсудили правила поведения. На роли кассира, контролёра, экскурсовода были назначены дети подготовительной группы. После "выставки" была проведена беседа, которая позволила закрепить информацию, полученную детьми. Положительным моментом можно считать то, что большинство детей высказывали своё отношение к той или иной картине. Например, Руслан К. всё время, когда подходили к лесному пейзажу, восклицал: "А я был в лесу! Мне там очень нравится! В лесу тихо и можно услышать кукушку". А вот Славе Ш. очень понравился морской пейзаж Айвазовского. На него нахлынули воспоминания о том, как они с родителями путешествовали на теплоходе. Он вспомнил и чаек, кружащихся над водой и живописные берега, и рыб, плескавшихся в воде. Просмотр каждой картины сопровождался беседой о животных и растениях, населяющих данную территорию. Дети активно включались в процесс обсуждения, дополняли друг друга. Например, Андрей Ю. сказал: "В лесу обитают дикие животные". И тут же Настя А. ему возразила: "Почему, только дикие животные? В лесу полно птиц, пресмыкающихся, насекомых!". Такие высказывания детей свидетельствуют о накопленных знаниях, об умении группировать по существенным признакам. Проведённое мероприятие вызвало у детей эмоциональный подъём. Многие выразили желание повторить экскурсию ещё раз. Большая помощь в подготовке выставки была оказана педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности Майоровой Ю.Г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Значение творческой индивидуальности в работе педагога
О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как ис­полнитель, а как самостоятель­ный, автономный субъект дея­тельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педа­гогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя поз­воляет е ...

Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
дошкольник природа игра экологический Использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неодн ...

Развитие творческого мышления в процессе обучения
Проблема развития творческого мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях психологов, педагогов. В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать информацию, определять причинно- ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru