Понятие и значение ситуации в воспитательном процессе

Педагогические практики » Условия формирования межкультурной толерантности у подростков » Понятие и значение ситуации в воспитательном процессе

Страница 2

Таким образом, в моделировании образовательного пространства мы приходим к категории педагогической (или дидактической) ситуации.

Причем, дидактическая ситуация – это не просто совокупность, но система дидактических условий становления ребенка, сознательно конструируемая или используемая педагогом в целях обучения и воспитания.

В качестве метода исследования мы в своей работе использовали метод ситуационного анализа.

Задача ситуационного анализа состоит в комплексном исследовании конкретной реальной и имитированной ситуации.

Мы будем использовать рабочее определение ситуации как совокупности взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие педагогической практики и требующих соответствующих оценок, действий.

Основное назначение кейс-метода – активизация процесса обучения.

Для анализа конкретной ситуации надо выявить критерии, по которым создаются кейсы и методы обучения, за счет которых обеспечивается их эффективность.

Рассматривая кейс как особый вид учебного материала, попытаемся выделить основные требования к содержанию кейса.

Кейс содержит в себе определенную ситуацию. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение определенного времени. Кейс должен содержать максимально реальную картину.(3).

При конструировании ситуации необходимо исходить из следующих критериев:

должна быть незавершенной, предполагающей множественность вариантов поведения участников;

быть узнаваемой, апеллировать к опыту субъектов общения;

включать некоторое множество ролей (позиций);

содержать в себе внутреннее противоречие, оппозицию сторон, задающую динамику сценическому действию.

ситуация должна быть представлена в "событийном" стиле, с развивающейся внутренней интригой.

Главным структурным компонентом кейса является проблема. Проблема - краткое описание проблемы, определенная хронология развития ситуации с указанием предпринятых действий по ликвидации проблемы или воздействующих факторов; желательно оценить результаты их воздействия. (20, с. 356).

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы.

Кейс следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-эвристическим методом одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения.

Основные типы кейс-стади:

Иллюстративные учебные ситуации - обычно описывается деятельность;

Учебные ситуации с формированием проблемы - предполагается не только правильная формулировка проблемы, но и наиболее эффективные пути её решения;

Учебные ситуации без формирования проблемы. Ситуация в таком кейс-стади может не содержать части информации. Определить потребность в такой информации и затребовать её - является частью задания слушателям;

Прикладные упражнения.

И. Г.Сангадиева выделяет источники кейса. Жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы кейса. Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания. Наука – это третий источник кейса. Она задает научные методы, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа».

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Виды и методы проверки знаний, умений и навыков по химии
Проверка знаний по дидактическим признакам подразделяется на предварительную, текущую, периодическую и заключительную. По методам – на устную, письменную и экспериментальную (практическую) проверку. Система проверки требует всех четырех ее видов: предварительной, текущей, периодической и заключител ...

Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР
Исходя из результатов нашего исследования, нами были выделены следующие направления логопедического воздействия: 1 направление. Обогащение словаря синонимов. 2 направление. Развитие атрибутивного словаря. 3 направление. Развитие номинативного словаря. 4 направление. Обогащение словаря антонимов. 5 ...

Экология и безопасность жизнедеятельности
В процессе всей жизни человека на него оказывает своё влияние целый ряд факторов, которые в свою очередь некоторым образом отражаются и на его поведении, а так же психическом и физическом состоянии. Так очень большое влияние оказывает экологический фактор, в том числе общее состояние окружающей сре ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru