Методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста

Педагогические практики » Особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с заиканием » Методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста

Страница 1

В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся: работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми.

В специализированных стационарах заикающиеся дети находятся 3—4 месяца. Примерно месяц составляет подготовительный период, 1,5—2 месяца — тренировочный и около месяца — закрепительный.

Особенностью этой системы является то, что курс лечения делится на 3 цикла. Первоначально дети находятся на лечении 2 месяца (первый цикл), затем следует месячный перерыв; после чего снова 1,5 месяца лечения (второй цикл) и 2,5 месяца — перерыв; наконец, последний (третий цикл) — 1 месяц лечения и окончательная выписка ребенка из стационара.

Первый цикл (2 месяца, 48 занятий) — активная перестройка речи. Оптимальная цель первого цикла — полностью реализовать задачи подготовительного и тренировочного периодов. По времени реализации схематично это выглядит так: 6 занятий — обследование и знакомство с детьми; 20 занятий — подготовительный период; 22 занятия — тренировочный период.

С первого дня пребывания ребенка в стационаре и до начала тренировочного периода для детей создается щадящий режим.

В дни обследования дети находятся на постельном режиме под наблюдением воспитателя и медицинской сестры, которые организуют спокойные игры, занятия, читают сказки, прослушивают пластинки и т.д. . Речевое общение детей резко ограничено; разрешается только в необходимых случаях и только шепотом.

В это же время проводится первичная магнитофонная запись речи детей. Логопед разучивает с детьми речевую зарядку, проводит успокаивающие и стимулирующие беседы. Комплектуются группы детей для индивидуальной логопедической работы.

Собственно, с обследования речи детей и с максимального ограничения их речи начинается подготовительный период логопедической работы. Задачи и формы подготовительного и тренировочного периодов изложены выше.

Особенности их в стационаре будут выражаться лишь в следующем:

1) В условиях стационара нет возможности в тренировочный период предусмотреть усложнение речевых ситуаций вне его.

2) Перед окончанием первого цикла лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми проводится только одно сравнительно-обучающее магнитофонное занятие. Оно как бы подытоживает достигнутые результаты работы над речью ребенка.

3) Логопедическая работа в стационаре тесно связывается с воспитательской. Логопеды свои коррекционные занятия строят на материале, рекомендованном «Программой» воспитания детей дошкольного возраста, используют формы проведения занятий и игр для обычных дошкольных учреждений. В свою очередь воспитатели общеобразовательные занятия и воспитательные мероприятия соотносят с логопедическими задачами. На своих занятиях воспитатели ориентируются на речевые возможности каждого ребенка; своевременно информированные об успехах ребенка на логопедических занятиях, они закрепляют результаты логопедической работы с ним на воспитательных занятиях и в общережимные моменты.

4) Весьма своеобразна работа с родителями. Прерывность курса лечебно-педагогической работы в стационаре требует известной логопедической осведомленности родителей, чтобы в перерыве между циклами лечения ребенка не сорвать достигнутые результаты и закрепить их. С этой целью в течение первого цикла пребывания ребенка в стационаре с родителями один раз в неделю (в субботу или воскресенье) проводится занятие по логопедическому минимуму.

Первое занятие. Лекция-беседа о заикании у детей, об особенностях лечения в стационаре, о роли родителей в этом процессе.

Второе занятие. Лекция-беседа о психологических особенностях заикающихся детей, о комплексе лечебно-педагогической работы с заикающимися (с характеристикой поведения и лечения в данное время каждого ребенка. В беседе принимает участие врач-невропатолог).

Третье занятие. Беседа о направленности логопедических занятий, о логопедических приемах. Открытое логопедическое занятие (родители присутствуют на занятиях с той группой детей, где нет их ребенка). Обсуждение этого занятия.

Четвертое занятие. Присутствие родителей на открытом логопедическом занятии с детьми (в группе, где находится их ребенок). Обсуждение этого занятия.

Пятое занятие. Беседа о результатах устранения заикания у детей за первый цикл их пребывания в стационаре (используется сравнительная магнитофонная запись), о задачах, стоящих перед родителями на полуторамесячный перерыв в лечении их ребенка (даются отдельно рекомендации каждому родителю).

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Этапы информатизации российского образования
Первый этап - 2001 год. Инициирующая поставка программно-аппаратного обеспечения в сельские школы. Подготовка учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период. Второй этап ...

Возрастные особенности развития воображения
Первые проявления воображения наблюдаются тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Это есть переход от того, что ребенок видит реальный предмет, действует с ним так, как этот предмет требует к тому, когда ребенок де ...

Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников
Цель: - формирование экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста; - разработка системы экологически ориентированных игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием живого мира; - включение дидактических игр в различные виды деятель ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru