Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Педагогические практики » Использование предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего дошкольного возраста » Анализ опыта педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды как средства экологического образования

Страница 3

Т. Николаева в публикации «Экология детства» подчеркивает, что обратив внимание на особенности взаимоотношений малыша и природы, мы имеем поистине неограниченные возможности развить и воспитать в нём лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить его здоровье.

Среди книг ребёнка обязательно должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюстрированные справочные издания на эту тему, и книги об интересных явлениях природы. А с каким удовольствием малыш будет слушать рассказы о ваших походах и путешествиях, рыбалке, о том, какая норовистая корова была когда-то у бабушки или как курица соседа по даче высиживала цыплят!

От наблюдений ребёнок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений природы, и тут у нас есть богатейшие возможности развивать исследовательский талант малыша. Жизнь растений, насекомых, домашних и даже некоторых диких животных, удивительные свойства обыкновенной воды, почва, минералы – перечислять интереснейшие темы можно бесконечно, выбирайте то, что интересует вас самих, и ребёнок обязательно разделит ваши интересы. А если вы вместе найдёте ракушечник на склоне оврага, доказывающий, что в незапамятные времена здесь был океан, или обнаружите кусок метеорита в куче щебёнки (а это действительно возможно), то поверьте, ребёнок запомнит это на всю жизнь. А сколько впечатлений подарят ему фонарик, бинокль, микроскоп, телескоп! [37, с. 115]

О. Газина подчеркивает важность дидактических игр в экологическом воспитании. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются педагогами, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе [15, с. 39].

С. Вдовиченко, Т. Воробьева в статье «Экологические модели» предлагают использовать в экологическом воспитании необычные дидактические пособия «Цветик-семицветик» (модель комнатного растения с легко отделяющимися частями в прозрачном горшке, наполненном землей, песком, дренажом, и набор игрушечных насекомых и дождевых червей) и «Календарь природы» (с его помощью дети вместе с педагогом могут создавать модель определенного времени года, изготавливать дополнительные пособия, закреплять последовательность месяцев и дней недели).

Цель дидактических пособий – углублять и расширять знания по экологии. Задачи: расширять объем знаний о связи растений и животных со средой обитания; способствовать формированию эмоционально-действенного отношения к окружающему миру; пробуждать желание созидать; формировать эстетический вкус [10, с. 121].

. В статье «В мире цветовой экологии» Л. Минина и Г. Фильцина. Предлагают систему наблюдений за растениями, которые окружают детей. Они пишут: «В своей работе основной акцент мы сделали на разработку системы наблюдений за растениями на экологической тропе на участке детского сада, а также в памятниках природы регионального значения.

В конце каждого наблюдения мы организуем составление цветовых палитр. Прием является авторским,… Технология составления цветовой палитры достаточно проста. Любование природным объектом, его созерцание заканчиваются просьбой к растениям подарить на память несколько лепестков и стебельков. На лист бумаги выкладываются разные по форме и цвету части растений, записываются дата сбора и названия растений.

Данный прием, подразумевающий совместную деятельность детей и педагогов, позволяет запечатлеть красоту растения в разные времена года, сравнивать объекты наблюдения по цвету, биологическому разнообразию. В итоге дети учатся видеть красоту и гармонию природы [32, с. 85].

В. Курашова предлагает методику экологического воспитанию средствами фольклора. Так как эффективность экологического воспитания средствами фольклора во многом зависит от профессиональной компетентности воспитателя, то в план семинара-практикума с преподавательским составом включено занятие о роли предметно-развивающей среды в приобщении ребенка к русскому фольклору. Его целью является уточнение представления воспитателей о предметах народного быта. Занятия организуются в виде экскурсии с воспитателями в этнографический музей. В процессе обсуждения намечаем тематику мероприятий для дошкольников, предлагаем спланировать занятия, соединяя музыкальную и изобразительную деятельность, например «Я вышиваю платочек» [27, с. 109].

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Общие сведения о перспективе
Перспектива - это средство отобразить глубину рисунка. Простой пример: железная дорога. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. Однако, если встать на пути и посмотреть вдаль, то будет казаться, что с удалением от наблюдателя, рельсы сходятся ближе, пок ...

Этапы работы над задачей
Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос. Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы: 1. Усвоение содержания текст ...

Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru