Эстетическое восприятие детьми произведений исскуства в музеях

Педагогические практики » Эстетическое восприятие детьми произведений исскуства в музеях

Страница 2

Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Воспитатели, осознавшее великое и незаменимое значение музея как воспитательного и образовательного центра, выражают порой недоумение, почему нет ожидаемого результата, хотя водят своих подопечных в музей чуть ли не каждый месяц. Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений музеев, а в степени подготовленности ребенка к восприятию предметного языка культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия информации – дело настолько же наивное и безнадежное, как уповать на то, что человек, впервые взявший в руку скрипку, кисть, глину, начнет создавать прекрасные произведения искусства.

Воспитатель должен отдавать себе отчет в том, что дошкольник не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры или, если угодно, специальное музейное образование. Оно непосредственно связано с формированием музейной культуры человека, которая в музейной педагогике определяется степенью подготовленности к восприятию музейной информации.

Занятия в музее должны сопровождаться так называемыми творческими заданиями, которые легко могут быть использованы любым музеем. Занятия с детьми должны решать следующие задачи:

Научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать с точки зрения развития истории и культуры;

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;

Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;

Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Содержание бесед должно быть таким, чтобы оно помогло ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных примерах детям представляется возможность размышлять над следующими проблемами:

Что такое предмет, его свойства;

Какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;

В чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;

Чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;

Что такое «окружающий мир» и «культура», их взаимосвязь;

Как объяснить понятие «памятник» истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник – предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.

На первый взгляд, затрагиваемые проблемы достаточно сложны для понимания дошкольников. Однако игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.

Из всего многообразия материала, характеризующего способы познания и преобразования человеком окружающего мира, должны отбираться те явления истории и культуры, которые должны присутствовать в жизни каждого человека и открывать ему путь в мир прекрасного.

Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:

Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;

Выявлять предметы музейного значения дома, в школе, на улице, у знакомых – в окружающем мире;

Иметь представление о вкладе различных цивилизаций в мировую культуру;

Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;

Владеть навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции;

Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;

Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.

Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Как повысить интерес учащихся к изучению русского языка
В условиях, когда ощущается дефицит уроков по русскому языку в нерусской школе, пристальное внимание должно быть уделено организации и проведению внеклассных мероприятий и воспитательных бесед. Это особенно важно в старших классах средних школ, учебных заведениях нового типа: лицеях, гимназиях, кол ...

Межэтническое общение как воспитательный фактор в социально-педагогических системах
Социально-педагогические системы (СПС) – это совокупность складывающихся в обществе и взаимосвязанных образовательных институтов, в которых реализуется преемственность поколений вследствие спонтанного и специально организованного воспитания и обучения. СПС – понятие более широкое, чем система образ ...

Понятие и сущность теории коллектива
Коллектив (от лат. collectifious — собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации[6;48]. Согласно такому определению разли ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru