Методика эксперимента и его организация

Страница 1

внеклассный воспитательный иностранный факультативный

С целью определения эффективности форм внеклассной воспитательной работы в процессе обучения иностранному языку проведен педагогический эксперимент. При разработке эксперимента объектом исследования были формы организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку. Предмет – установление эффективности реализации форм внеклассной воспитательной работы. На основании цели экспериментального исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить основные направления и эффективные формы внеклассной воспитательной работы.

2. Реализация выявленных эффективных форм внеклассной воспитательной работы с учетом основных ее направлений.

3. Экспериментально проверить и установить эффективность форм внеклассной воспитательной работы по иностранному языку.

Теоретическую основу экспериментального исследования составил экспериментально-генетический метод А.С. Макаренко, интенсивно разрабатываемый С.Л. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, В.И. Шепелева. Метод состоит в изучении условий возникновения того или иного психического явления и в экспериментальном воспроизведении этих условий [7, с. 56].

В эксперименте были определены две переменные величины: зависимые и независимые. В качестве зависимых переменных величин выступали критерии эффективности форм внеклассной воспитательной работы учащихся – уровней развития мотивации учебной деятельности, самостоятельности учащихся, а также уровень их знания, умений и навыков.

Независимыми переменными являлись формы внеклассной воспитательной работы.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На подготовительном этапе была определена экспериментальная база – средняя школа с. Иске Рязяп Спасского района. Объектом исследования выступали 16 учеников 11 классов. Отбирались с тем условием, чтобы между учениками контрольных и экспериментальных классов не было существенных различий в уровнях обученности, развития и воспитанности.

На этом этапе был определен учебный предмет для экспериментального обучения школьников: иностранный язык.

Выбор этого предмета для экспериментального исследования объясняется тем, что к подростковому возрасту интерес учащихся к общеобразовательным предметам резко снижается, а иностранный язык, как новый учебный предмет, вначале вызывает определенный интерес учащихся, хотя через некоторое время их отношение к данному предмету резко изменяется, причем не в положительную сторону. Такое явление объясняется неподготовленностью учащихся к преодолению трудностей при изучении иностранного языка.

На подготовительном этапе были разработаны методики диагностического и формирующего эксперимента. Для диагностического эксперимента подготовлены методики изучения индивидуальных особенностей учащихся, проявляющихся в учебной деятельности [1, с. 156].

Второй этап экспериментального исследования – диагностический эксперимент – был направлен на выявление исходного уровня развития учебной мотивации, а также на изучение индивидуальных особенностей учащихся, выявляющихся во внеклассной воспитательной работе. Мотивом исследования являлось повышение интереса учащихся в изучении иностранных языком.

Каждая внеклассная воспитательная работа имела свою тему и свои задачи, непременно связанные в том или ином отношении с остальными.

Завершающий этап эксперимента был связан с установлением эффективности экспериментального обучения и подтверждением гипотезы исследования.

В педагогике и психологии выделяют несколько уровней учебной мотивации. Сформированность устойчивой мотивации свидетельствует о ее высшем уровне. Критерием эффективности во внеклассной воспитательной работе мы выделили переход от одного уровня к другому.

В педагогике и психологии принято считать, что высокий уровень мотивации характеризуется развитием положительных мотивов. Учащиеся такого уровня мотивации четко осознают необходимость знаний, глубоко убеждены в назначении человека быть всесторонне развитым. У них сформированы потребности в учении, мотивы долга, интерес к знаниям и будущей профессии. Учащиеся с таким уровнем мотивации активны, настойчивы в овладении знаниями, стараются преодолевать трудности. В зоне ближайшего развития такой мотивации является уровень самообразования – ориентация учащихся на приобретение дополнительных знаний с последующим построением специальной программы самосовершенствования. Поэтому, высшим уровнем учебной мотивации мы считаем уровень самообразования [25, с. 132].

Учащиеся с более низким уровнем мотивации недостаточно активны, настойчивы в овладении знаниями, имеют неустойчивый познавательный интерес. Их мотивации носит узколичностный (односторонний) характер. Они не всегда стараются преодолевать трудности, возникающие в процессе познания.

Крайне низкий уровень характерен для тех учащихся, которые не проявляют интереса к процессу познания и содержанию учения, безразличны к будущей профессии, не реагируют на замечания родителей и учителей, не могут, а порой и не желают преодолевать трудности в умении.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Становление взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста
Часто общение ребенка и родителей осложняется тем, что взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим, в этой ситуации возникает позиция взрослого «над» ребенком [1]. Но, не смотря на это, ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становитьс ...

Диагностика социально-педагогических и психологических особенностей трудных подростков в сельской местности
Теоретический анализ литературы показал, что развитие личности преимущественно под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же подросток не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требо ...

Неэксперементальные методы
Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации учения. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Цель наблюдения конкретизируется также регистрируемыми учителем показателями мотивации учения. В качестве таких показателей могут выступать, на ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru