Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии

Страница 1

Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается мотивацией. Современная психология рассматривает мотивацию как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Побудительным мотивом учебной деятельности является познавательная потребность, то есть потребность в познании нового. Познавательная потребность относится к высшим духовным потребностям, и ее реализация происходит в результате приобретения знаний.

Психологии разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Основой внутренней мотивации служит познавательный интерес, стремление получить знания, желание разобраться в свойствах изучаемого объекта, решить задачу. Только в случае внутренней мотивации имеет место познавательная деятельность учения, направленная на удовлетворение познавательной потребности. При внешней мотивации учение может происходить ради удовлетворения других потребностей. Характер учебных мотивов существенно влияет на эффективность учебного процесса.

Важнейшие требования к организации процесса обучения – формирование положительной мотивации к изучению предмета, а одно из условий формирования мотивов и интереса – наличие образовательных потребностей.

Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, открывающего его перспективы. Внесение элементов оживления в содержание, в методы обучения и в формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес, как отдельный эпизод, может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не передает во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешней занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

В последние годы в методике обучения химии на целенаправленное формирование мотивации обращают все большее внимания. Однако отнести эту проблему к числу достаточно изученных нельзя. Решенным можно считать лишь вопрос о роли мотивации в процессе усвоения знаний и способов действий. Функционирование разработанной методической системы развития внутренней мотивации изучения химии обеспечивается применением комплекса конкретных средств предметного обучения, которые в своей взаимосвязи способны сформировать мотивацию и вывести ученика на уровень самодвижения. Среди них логическое структурирование материала, занимательная информация и т.д.

В результате проведенного нами исследования было выявлено, что очень большой процент учащихся имеют низкий уровень мотивации. Для повышения уровня мотивации следует, как можно чаще использовать на уроках химии дидактические игры, так как именно в играх ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно. Дидактическая игра позволит ярко реализовать все ведущие функции обучения, а также использовать комплекс познавательных задач межпредметного характера (интегрированные задачи), комплект карт по самотестированию индивидуальных достижений и самостоятельному повышению уровня знаний и умений.

Большую роль для повышения мотивации мы отводим внеклассной работе. Во время проведения недель химии с этим предметом знакомят и младших школьников. Очень важно заинтересовать детей, так как первое впечатление о новой учебной дисциплине играет существенную роль в формировании дальнейшего отношения к ней.

Также мы предлагаем такой вид внеклассной работы как химические вечера. Их форма и тематика могут быть самыми разнообразными. Такие вечера не просто развлекательные, они имеют большую познавательную ценность, поскольку при подготовке и во время проведения вечера, а также при обсуждении его итогов можно решить целый ряд образовательных и воспитательных задач, например, сформировать устойчивый интерес к химии, расширить и углубить знания школьников, показать разнообразие использования химических знаний на практике, помочь учащимся найти дорогу к научным и техническим идеям, научить их работать самостоятельно.

Один из таких химических вечеров «Знакомьтесь – химия!» мы предлагаем в Приложении 3.

Широкое распространение получили вечера по химии, проводимые в форме соревнований. Проведение таких вечеров делает их интересными и занимательными. Для слабо подготовленных учеников вечера-конкурсы могут стать первыми шагами на пути к овладению химией.

Большая роль в формировании мотивации отводится эксперименту. Так как первый этап знакомства с предметом, связанный с новым для учащихся методом познания – химическим экспериментом, обеспечивает некоторое усиление любознательности.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Основные принципы исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию
В основе исследования процесса обучения и работы по его усовершенствованию лежит сопоставление результатов обучения с другими компонентами процесса. Исследование требует выяснения влияния каждого из компонентов на результаты обучения, сопоставления друг с другом нескольких процессов, в которых одни ...

Характеристика детей
Изучение анамнестических данных показало, что практически у всех детей ЭГ наблюдались факторы риска, которые могли бы привести к нарушению речевого развития. В анамнезе детей логопедического детского сада в 13-ти случаях были выявлены такие неблагоприятные факторы пренатального периода, как: токсик ...

Опыт организации образовательной среды в ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602
ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 расположен внутри жилого комплекса и находится в благоприятном социально – культурном окружении. В квартале расположены: средняя общеобразовательная школа №1116, имеются социальные учреждения (магазины, аптека). Основным предметом деятельности ДОУ являет ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru