Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг

Страница 4

Трифенилен обладает яркой голубой фосфоресценцией большой длительности (т ~ 16 сек.). В работе Е. Броуэна и Б. Броклх был впервые получен квазилинейчатый спектр фосфоресценции раствора трифенилена в н-гексане, и эти данные были затем уточнены в работе В. А. Бутлара и Д. М.Гребенщикова. В этой работе был выполнен вибрационный анализ спектра фосфоресценции в предположении, что частота наиболее коротковолновой линии 423 8А (в н-гептане) соответствует (0-0) переходу. Точно установить (0-0) переход для фосфоресценции авторам не удалось. Так как выход фосфоресценеции много выше выхода флуоресценции, идентификацию этого соединения удобнее вести по спектрам фосфоресценции42.

В 1977 году обстоятельства в институте сложились так, что Гребенщикова сначала «вынудили» уйти с заведования кафедрой, а затем и из института. В 1978 году он переходит работать на кафедру физики Ставропольского политехнического института, там, в лаборатории фотоэлектронной спектроскопии он совместно с доцентом М. А. Голубиным создает экспериментальные установки и продолжает заниматься спектроскопией сложных молекул. Здесь им была разработана и создана экспериментальная установка для изучения различных стадий кинетики фосфоресценции. В это время в лаборатории молекулярной спектроскопии пединститута В. В. Солодунов продолжал исследование особенностей замедленной флуоресценции в системах Шпольского, а остальные сотрудники переключились на выполнение хоздоговорных исследований по определению ароматических углеводородов в природных и техногенных средах спектрофлуориметрическими методами по квазилинейчатым спектрам люминесценции, которыми руководил С.А. Козлов, он же осуществлял руководство лабораторией. В 1982 году по плану научно-исследовательской работы и по результатам, достигнутым В.В. Солодуновым, им была подготовлена и успешно защищена кандидатская диссертационная работа.

Диссертационная работа В. В. Солодунова была представлена на тему «Спектры и кинетика затухания флуорисценции некоторых систем Шпольского» по специальности 10. 04. 05 - оптика. Тема диссертации связана с научно-исследовательской работой спектральной лаборатории по теме «Спектроскопия органических соединений в н-парафиновых матрицах» включенной в план работы института. Работа посвящена экспериментальному исследованию замедленной флуоресценции ароматических молекул, возникающих в результате переноса энергии триплетного возбуждения, в условиях эффекта Шпольского. Актуальность темы исследования определялась, во-первых, широким распространением переноса энергии электрического возбуждения, как в природных системах (например, фотосинтезе), так и во многих искусственных системах (лазерах), с широким применением эффекта Шпольского при исследовании фотопроцессов и для целей спектрального анализа. Диссертационная работа В. В. Солодунова явилась продолжением систематических исследований оптических свойств молекулярных систем методом Шпольского, проводимых в течение 20 лет на кафедре общей физики.

Солодуновым были получены совершенно новые тонкоструктурные («квазилинейчатые») спектры замедленной флуоресценции. В ходе научных работ экспериментально было исследовано влияние мощности возбуждения, концентрации раствора, молекулярного кислорода и спектральной области возбуждения на замедленную флуоресценцию (ЗФ) и установлен антигиляционный механизм излучения. В. В. Солодуновым было обнаружено, что квазилинейчатые спектры ЗФ, в отличие от ЗФ различных других молекулярных систем, не тождественны спектрам обычной (быстрой) флуорисценции, что давало возможность получения дополнительной информации о примесных центрах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Формы обучения
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные форм ...

Познавательные возможности учащихся
Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности. В ходе обучения надо следить за динамико ...

Этапы и организация детей при обучении дизайну
Н.И. Комоед предлагает всю работу по дизайн – деятельности делить на этапы. [3, с.21] На первом этапе существенным является постановка цели, предвидение результатов дизайнерской деятельности, определение замысла. Это может быть изготовление конкретного предмета для игры или театральной деятельности ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru