1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих ("Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться", "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения").
2.
Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности ("У тебя обязательно получится", "Я даже не сомневаюсь в успешном результате").
3.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания ("Возможно, лучше всего начать с. ").4.
Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения ("Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…").
5.
Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности ("Только ты и мог бы….", "Только тебе я и могу доверить…").
6.
Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий ("Нам уже не терпится начать работу…", "Так хочется поскорее увидеть…").
7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не
результата в целом, а какой-то его отдельной детали ("Тебе особенно удалось то объяснение", "Больше всего мне в твоей работе понравилось…", "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы").
3 этап. Оценивание (экспертиза) результатов проделанной социально-педагогической работы. Сравнение результатов первого этапа работы с результатами этапа после создания ситуации успеха. Используя метод беседы с классным руководителем, учителями предметниками. Проведение тестирования, социометрии. Выдача рекомендации социальным педагогом педагогам, работающим учителям с учащимся из неблагополучной семьи. Методические рекомендации социального педагога по созданию ситуации успеха в учебной деятельности учителям, основанные на комплексной диагностике личности учащихся. Ситуацию успеха в учебной деятельности, учителю рекомендуется создавать поэтапно:
1. Мотивационный этап. Задача педагога: сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания.2. Организационный этап. Задача: обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом, учитывая такие факторы - уровень сложности и новизны задачи, возможность проявления самостоятельности, методы побуждения к достижениям, методы оценки результатов деятельности, условия состязательности, наличие возможностей для достижения успешных результатов, близкие и отдаленные последствия достижения успеха.
3. Результативный этап. Задача педагога: Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности, обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности.
4. Завершающий этап. Данный этап синтезирует черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, так как логически следует из результатов предыдущего этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности.
Наша опытная работа проводилась с учеником среднего звена из неблагополучной семьи Карпенко Дмитрием, учеником 6 А класса МБОУ СОШ № 2. Дима поступил в МБОУ СОШ № 2 в 2007 году. Из беседы с социальным педагогом узнала о степени неблагополучия в семье. Семья Димы многодетная, малообеспеченная. Дима третий ребенок в семье. Родители злоупотребляют алкоголем. Дома напряженная, угнетающая, тревожная обстановка. Постоянные ссоры между родителями, наблюдается физическая агрессия. Мама Надежда Алексеевна не работает, воспитанием детей не занимается. Бывают случаи, когда она пропадает из дому на несколько дней. Отец не имеет постоянного места работы, из-за частых прогулов его увольняют. За детьми чаще присматривает бабушка. Дети часто болеют. Родители Димы родительские собрания не посещают, учебой ребенка не интересуются. Семья неоднократно попадала в поле зрения милиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: социальный педагог школы обращалась за помощью, отмечая неуспеваемость мальчика и частые пропуски учебных занятий. Изучение личной документации подростка, а также изучение личности с помощью комплекса диагностических методик (методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, методика исследования самооценки личности, исследование самооценки методом беседы, методика диагностики акцентуации характера, социометрический тест), позволило сделать выводы о том, что в бывшую школу он ходил без интереса, ему не нравилось там учиться. Это подтверждает его аттестатация по окончанию начальной школы, где преобладают удовлетворительные отметки. Низкий уровень мотивации к учебной деятельности, привел к отставанию, неуспеваемости в учебе. Все это подтолкнуло подростка на поиски иной, внешкольной среды общения, иной референтной группы сверстников, которые начали играть решающее значение в социализации Дмитрия. Он начал усваивать систему норм девиантного поведения, которые проявлялись в нарушении дисциплины в школе, конфликтах с учителями. Все привело к тому, что его поставили на внутришкольный учет. На данный момент по результатам методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Приложение 2), у Дмитрия средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией, но высокая познавательная активность. Присутствует тревожность, так как он в прошлых классах не успевал по некоторым предметам, особенно в математических. Из беседы с учителями - предметниками стало понятно, что ребенок не проявляет инициативы в ответах, даже если и подготовил домашнее задание, неуверен в себе. Результаты методики исследования самооценки (Приложение 3) свидетельствуют о том, что у Димы заниженная самооценка, так как при обработке теста получилось число 0,2, это свидетельствует, что самооценка низкая, а данная методика была подтверждена методикой изучения самооценки личности методом беседы (Приложение 4). Во время проведения данной беседы, подростку нужно было расположить своих знакомых и членов своего класса на вертикальных линиях, начерченных на листе бумаги и определить свое место. Показателями являлись: рост, ум, характер, счастье. Дима отмечал себя ниже среднего. Таким образом, было подтверждено, что у него заниженная самооценка. Известно, что люди с низкой самооценкой болезненно воспринимают критику и во всем винят себя. Поскольку им не хватает уверенности в себе, они легко поддаются внушению, ими легко манипулировать. То, что Дмитрий легко поддается внушению, это подтверждает тест диагностики акцентуации характера (Приложение 5).
Новости образования:
Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения
В современных условиях вариативного начального образования проблема перехода к обучению в среднем звене встает особенно остро. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов свидетельствуют о наличии ряда достаточно распространенных организационно-пси ...
Этапы информатизации российского образования
Первый этап - 2001 год. Инициирующая поставка программно-аппаратного обеспечения в сельские школы. Подготовка учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании. Отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период. Второй этап ...
Методики проведения исследования и разработки мультимедийного
учебно-методического пособия
Методика: "Что важнее?" Авторами данной методики являются В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева. Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ) Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль пов ...