Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Педагогические практики » Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи » Деятельность социального педагога по созданию ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи

Страница 2

Результативный этап. Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. Как показывает практика, этот этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы сводится к отметке. Известно, что мнения и учителя и ученика в данном вопросе чаще всего расходятся. Дело в том, что педагог оценивает итог деятельности, учитывая грамотность, аккуратность, правильность, а учащийся помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания, и ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Хорошо, когда степень затраченных усилий соответствует итогу работы, а значит и отметке. В этом случае учителю достаточно похвалить учащегося, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности.

Возможен и такой вариант: ученик затратил минимальные усилия, но итог его работы удовлетворяет основным требованиям. Такой вариант требует от учителя знания индивидуальных особенностей учащегося, умения анализировать ситуацию, классифицируемую А.С. Белкиным как "мнимый" или "опасный успех". Необходимо продумать для конкретного ученика систему индивидуальных заданий с повышенным уровнем сложности, предложить такую форму работы, когда налицо вклад каждого учащегося в общее дело и оценивание проводится группой учеников, а не одним учителем. Кроме того, возможны личные беседы, где учитель прямо, но без свидетелей говорит ученику о его недостатках: равнодушии, лени, попытке списать. На первый взгляд возникает парадокс: учитель намеренно ставит ученика в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том, чтобы в сознании ребенка родилась радость не столько от отметки, сколько от самого процесса открытия истины. Произойдет же это только в том случае, если школьник преодолеет определенные трудности учебного, нравственного, коммуникативного характера. Вариант третий, наиболее болезненный для обеих сторон - учащийся уверен, что "выложился", но отметка, выставленная учителем, не соответствует его ожиданиям. Здесь возможны серьезные конфликты с педагогом, которые могут, в свою очередь, наложить негативный отпечаток на отношение учащегося ко всему учебному процессу в целом. В данном случае со стороны педагога требуется глубокая индивидуальная работа. Следует предложить ученику попытаться найти свои ошибки, а затем с помощью учителя распределить их по видам: механические, на внимание, орфографические и т.п. Не стоит стремиться исправить все ошибки сразу. Сначала можно предложить ученику поработать над определенным видом. Конечно, потребуется некоторое время, чтобы у ребенка пропала боязнь ошибиться. Учитель должен подчеркнуть, что он уверен в улучшении знаний. И только после ряда тренировочных работ и при эмоциональной поддержки педагога проводится контрольный срез, результаты которого должны убедить школьника в преодоления им трудностей. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к его труду, пробудить желание с охотой учиться дальше. Четвертый вариант напоминает первый - количество затраченных усилий соответствует итогу деятельности, но результат - неудовлетворительный. Данный вариант является свидетельством того, что организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета индивидуальных способностей конкретного ученика. Теперь учителю придется начинать все с начала.

Завершающий этап, синтезирует черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов предыдущего этапа и служит основой для формирования мотивов предыдущего этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особого внимания требует к себе слабоуспевающие школьники. К ним можно применить завышенную или авансированную оценку. Можно использовать позитивное рецензирование, однако, соблюдая чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности.

Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные учителем ситуации. Для некоторых школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытает чувства удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями. Поэтому учителю важно создавать атмосферу доверия в отношениях с учеником. Если мы хотим сформировать у школьников стремление к достижениям, то надо сделать так, чтобы они знали, каких результатов мы ждем от них, по каким показателям будем оценивать их работу, а также были уверены в том, что все наши действия будут объективными и справедливыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
дошкольник природа игра экологический Использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неодн ...

Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...

Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников
Цель: - формирование экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста; - разработка системы экологически ориентированных игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с многообразием живого мира; - включение дидактических игр в различные виды деятель ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru