Благодаря его работе повысилась культура пения без сопровождения. Он первый нарушил традицию отношения к певцам, как к людям низшего сорта.
Д.С. Бортнянский был выдающийся композитором и знатоком хорового исполнительства.
Под его руководством хор Капеллы превратился в высоко-художественный коллектив. Звучание хора отличалась редкой слаженностью, чистотой строя, слитностью и выразительностью. Он заложил основы учебной и воспитательной работы, которые впоследствии придя в капеллу отметил Н.А. Римский-Корсаков.
Наряду с государевыми певчими в конце XVI в. появляется хор патриарших певчих знаков, предшественник Московского Синодального хора, хор певчих дьяков по своему роду представлял выдающееся явление. Среди певцов были крупнейшие теоретики, композиторы, регенты Н.Титов, В.Виноградов, М.Мизинец и др.
В XVII веке в Россию проникает с Запада так называемый стиль «концертного пения», под влиянием которого постепенно утверждается пение многоголосное, а голоса получают название – басисты, тенористы, альтисты, дискантисты.
В середине XVII века хоровое пение выходит за рамки церкви. Во второй половине XVII века с распространением в быт полудуховной, полусветской музыки получают распространение так называемые «Конти», в которых нашло отражение влияние народной песни.
Параллельно также под влиянием народной музыки складывается детский репертуар. До нас дошли такие песни, как «Ай, во поле липонька», «Амии просо сеяли», «Посеяли девки лен» и др.
Детей подготавливали не только в хоры, но и в театры, где играли крепостные.
Одна из первых школ была организована приближенными царя Михаила Федоровича и его родственникам барином Артамоном Сергеевичем Матвеевым. В этой школе театральному искусству обучались крепостные. С. Булич называл эту школу «первой русской консерваторией». Так на Руси происходило обучение хоровому пению до XVII века.
Пение без сопровождения и многоголосное пение составляет ценнейшую традицию русской хоровой культуры, школьного хорового пения в частности.
Во второй половине 18 века огромное влияние на музыкальную культуру оказала народная песня.
К этому времени практиковались запись народных мелодий. Народная песня использовалась не только в «низших» кругах общества, о и среди дворян. на была основой музыкальной культуры.
Росло количество провинциальных хоров. Много детей пело в частных хорах, набранных из крепостных. В Петербурге были крепостные хоры шляхецкого корпуса и университета, славились хор графа Шереметьева, хор князя Галицина.
В учебных заведениях того времени, преподавали такие замечательные педагоги-музыканты как Д.С. Бортнянский, И. Грач.
В литературе того времени уже находят отражение прогрессивные мысли о необходимости обучения пению наряду с мальчиками и девочек.
К XIX веку относится создание самостоятельной русской школы.
Формирование русской вокальной школы связано с именами замечательных русских композиторов: М.И. Глинки и А.Е. Варламова.
Кантимия присуща русскому вокальному искусству, кони которых уходят глубоко в народную песню. М.И. Глинка считал неуместным и ненужным переносить приемы народного пения в классическое искусство, он подошел с большим пониманием и вкусом к преломлению народно-песенных традиций. Вокально-методические указания М.И. Глинки находятся в полном соответствии с тем, что содержится в трудах его современников. А. Варламова, Ф. Евсеева, Г. Ломакина, что дошло до нас из традиций русских педагогов более отдаленных веков.
Новости образования:
Организационно-педагогические
аспекты дифференцированного обучения
Проанализируем основные вехи российского образования, с XVIII в. по настоящее время. Для того чтобы понять и осознать то, что происходит с нашим образованием на современном этапе развития общества. Система светского образования в России начала складываться при Петре I в XVIII веке. Он наметил основ ...
Изучение отношения подростков к родине, родному краю, патриотизму
Задача воспитания гражданственности и патриотизма не теряет своей значимости на протяжении различных эпох и формаций. Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения ...
Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское
образовательное пространство
Об основной цели вступления России в Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом ры ...