В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIII века развивалась в этом направлении. Обучение детей на Руси проводилось в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах начиная с 6-7 лет.
Великий князь Владимир привез из Корсуя в Киев священнослужителей и певцов-учителей, и славян по происхождению. При его дочери Анне, дочери византийского императора существовал греческий, («Царицын») хор.
Первые певческие школы на Руси были организованы привезенными из Греции священнослужителями.
От них русская церковь переняла «восьмигласие» и безлинейную нотопись. В этих школах уровень музыкального обучения был весьма высок. Пению тогда обучалось весьма ограниченное число одаренных детей.
В XV в. немало таких школ уже было в Москве, Новгороде, Пскове. Большое место пению занимало обучение в братских школах, возникших в XVI – начале XVII вв. на Украине и Белоруссии.
Именно в братских школах мы впервые встречаем упоминание о специальном учителей пения, который вместе стал регентом школьного хора. Свидетельство высокого уровня музыкального образования в братских школах может служить тот факт, что воспитанниками Львовской братской школы были композиторы Чернушин, Шавровский и другие.
В начале XVII в. возникла Киево-Могилянская академия, которая содействовала появлению учебных заведении, где готовили учителей музыки.
Выдающийся просветитель Симеон Полоцкий, воспитанник академии, создал свою систему обучения, который уделял большое внимание эстетическому воспитанию.
В этой же академии обучался знаменитый музыкант и педагог Н.Дилецкий. Он впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей. В обучении Дилецкий применял наглядный метод, а именно использовал пальцы рук и для уяснения распевания нот на нотном стоке.
Уже в те далекие времена была установлена взаимосвязь развития речевой и певческой функции голосового аппарата. В первом учебнике Азбуковнике (правила к чтению «Псалтыря») сформированы по сути дела основы певческого обучения, хотя речь идет о грамотности.
В учебнике говорится о высоком и звонком детском звучании, среднем по силе голоса, о ровности звука и плавности дыхания. Все это переносилось на пение. Таким образом, обучение грамоте содействовало воспитанию определенных певческих навыков.
Несмотря на принципы обеспечения щадящего режима голосообразования, которые были изложены уже в первых методических рекомендациях в певческой практике имело место нарушение певческих норм, что приводило к порче голосового аппарата детей.
Требования к исполняемым произведениям были зачастую непосильны для еще неокрепших детских голосов. Большая концертная нагрузка и ранняя исполнительская деятельность расстраивала силы и надрывала голоса маленьких певцов.
Значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах. Первым профессиональным русским хором был хор государственных певчих льяков, организованный в XV в. На основе этого хора была создана впоследствии Петербургская певческая капелла.
Хор с самого начала выполнял две функции: обслуживал церковь и выступал на дворцовых увеселениях. Сам Иван Грозный был большим любителем хорового пения и с увлечением пел вместе с хором и церковные песнопения и «непристойные скоморошины».
Большую роль в жизни Капеллы сыграл Дмитрий Степанович Бортнянский. С 1796 г. он стал управляющим капеллой. Бортнянский значительно увеличил и улучшил состав хора, он отбирал лучшие голоса из церковных хоров преимущественно на Украине.
Новости образования:
Понятие, структура и виды деятельности, ее влияние на
формирование толерантности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности. ...
Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных
способностей ученика в области информатики
Факультативные занятия – это один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учеб ...
Проблемы музыкально-художественного воспитания детей
Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осу ...