Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму музыкального искусства России – пение

Педагогические практики » Роль и значение вокальной музыки в развитии художественного воспитания учащихся » Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму музыкального искусства России – пение

Страница 1

В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIII века развивалась в этом направлении. Обучение детей на Руси проводилось в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах начиная с 6-7 лет.

Великий князь Владимир привез из Корсуя в Киев священнослужителей и певцов-учителей, и славян по происхождению. При его дочери Анне, дочери византийского императора существовал греческий, («Царицын») хор.

Первые певческие школы на Руси были организованы привезенными из Греции священнослужителями.

От них русская церковь переняла «восьмигласие» и безлинейную нотопись. В этих школах уровень музыкального обучения был весьма высок. Пению тогда обучалось весьма ограниченное число одаренных детей.

В XV в. немало таких школ уже было в Москве, Новгороде, Пскове. Большое место пению занимало обучение в братских школах, возникших в XVI – начале XVII вв. на Украине и Белоруссии.

Именно в братских школах мы впервые встречаем упоминание о специальном учителей пения, который вместе стал регентом школьного хора. Свидетельство высокого уровня музыкального образования в братских школах может служить тот факт, что воспитанниками Львовской братской школы были композиторы Чернушин, Шавровский и другие.

В начале XVII в. возникла Киево-Могилянская академия, которая содействовала появлению учебных заведении, где готовили учителей музыки.

Выдающийся просветитель Симеон Полоцкий, воспитанник академии, создал свою систему обучения, который уделял большое внимание эстетическому воспитанию.

В этой же академии обучался знаменитый музыкант и педагог Н.Дилецкий. Он впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей. В обучении Дилецкий применял наглядный метод, а именно использовал пальцы рук и для уяснения распевания нот на нотном стоке.

Уже в те далекие времена была установлена взаимосвязь развития речевой и певческой функции голосового аппарата. В первом учебнике Азбуковнике (правила к чтению «Псалтыря») сформированы по сути дела основы певческого обучения, хотя речь идет о грамотности.

В учебнике говорится о высоком и звонком детском звучании, среднем по силе голоса, о ровности звука и плавности дыхания. Все это переносилось на пение. Таким образом, обучение грамоте содействовало воспитанию определенных певческих навыков.

Несмотря на принципы обеспечения щадящего режима голосообразования, которые были изложены уже в первых методических рекомендациях в певческой практике имело место нарушение певческих норм, что приводило к порче голосового аппарата детей.

Требования к исполняемым произведениям были зачастую непосильны для еще неокрепших детских голосов. Большая концертная нагрузка и ранняя исполнительская деятельность расстраивала силы и надрывала голоса маленьких певцов.

Значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах. Первым профессиональным русским хором был хор государственных певчих льяков, организованный в XV в. На основе этого хора была создана впоследствии Петербургская певческая капелла.

Хор с самого начала выполнял две функции: обслуживал церковь и выступал на дворцовых увеселениях. Сам Иван Грозный был большим любителем хорового пения и с увлечением пел вместе с хором и церковные песнопения и «непристойные скоморошины».

Большую роль в жизни Капеллы сыграл Дмитрий Степанович Бортнянский. С 1796 г. он стал управляющим капеллой. Бортнянский значительно увеличил и улучшил состав хора, он отбирал лучшие голоса из церковных хоров преимущественно на Украине.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов
Любую деятельность, включая учебно-познавательную, можно стимулировать, основываясь на потребностях человека. Нами было проведено исследование уровня сформированности мотивации к изучению химии, заключающееся в анкетировании учащихся (см. Приложение 2). Разработанная анкета состоит из двух блоков « ...

Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство
Об основной цели вступления России в Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом ры ...

Исследования по спектроскопии сложных органических молекул с 1963 г. до середины 90-х гг
Важным результатом деятельности кафедр физики и математики при Ставропольском государственном педагогическом институте стало создание и развитие нового научного направления «Физика оптических явлений». Оно возникло как дочерняя школа и развивалось в тесном взаимодействии со школой профессора Э.В. Ш ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru