Сущность профессионального самоопределения

Страница 1

До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда [10].

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. В словарях профессиональное самоопределение определяется как, процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально – профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождение в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии [45, 10].

В анализе профессионального самоопределения возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласование собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни).

Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения: дошкольный – формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа – возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (5-7-е классы) – осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии; вторая ступень основной школы (8-9-е классы) – начало формирования профессионального самосознания; полное среднее учебное заведение – профессиональная ориентация на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов; профессиональное учебное заведение - овладение профессией; профессиональная деятельность – повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность [53, 14].

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»…При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения состоит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную жизненную стратегию, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность [19].

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «…как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». (Климов, 1991, с.20). Также он выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [18, 45].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков во внеучебное время
Ильина Т.А внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы. [ 9 ] Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых в ...

Анализ передового педагогического опыта
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительным потоком представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Создание игровой ...

Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника
В ходе исследования потребовалось определить содержание таких понятий как «внимание», «свойства внимания», «познавательная активность», «познавательная деятельность». Несмотря на значимость внимания, психологи до сих пор не определились с трактовкой понятия «внимание». Так отечественный психолог Р. ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru