Опираясь на теоретические подходы вышеперечисленных авторов, их экспериментальные исследования, возможно рассматривать процесс самоопределения в ранней юности как единство двух составляющих: внутриличностного самоопределения, направленного главным образом на свое «внутреннее Я» и включающего определение своей Я-концепции, самооценки, путей и способов самосовершенствования и саморазвития; а также социального самоопределения – осознания и определения своего места в социуме, определения своих жизненных стремлений и целей, собственной позиции во взаимоотношениях с миром. Социальное самоопределение также предполагает соотнесение собственных целей и стремлений с требованиями социума (группы, коллектива, семьи, школы и т. д.), своих жизненных ценностей с общепризнанными, преобладающими в данном обществе, ценностями микросоциума, выбор определенного варианта жизни [8].
Ранняя юность – период интенсивного развития самосознания, в котором происходит активное познание своей личности и поиск информации, значимой для своего будущего. Наступает ясное и отчетливое осознание свойств, отличающих личность от подразумеваемого среднего; своей индивидуальности. В ранней юности в самосознании появляется второй, более сложный уровень самопознания, где соотношение знаний о себе происходит не в рамках «я и другой», а в рамках «я и я». Все это приводит к актуализации процессов рефлексии и самоанализа. Самоанализ – это способность индивида сделать самого себя предметом специального рассмотрения и практического преобразования как становления его субъектной позиции по отношению к собственной жизнедеятельности. Самоанализ помогает старшекласснику лучше понять себя, свои истинные стремления и желания, мотивы своего поведения, по-новому увидеть свои внутриличностные конфликты и проблемные жизненные ситуации, осознанно прогнозировать свое будущее, что в целом направляет процесс осознанного самоопределения и саморазвития. Основным средством работы педагога, создающим условия для осознанного самоопределения, видится педагогическая поддержка через стимулирование и сопровождение процесса самоанализа у школьников. Задача педагога – обеспечить юношей и девушек необходимыми психологическими знаниями о человеческом «Я» (его структуре, внутренних процессах: самопознания, самоотношения, самореализации и саморегуляции и пр.), через совместный анализ проблемных ситуаций школьника находить пути выхода из них. Педагогу важно показать значимость и полезность деятельности самоанализа, ее продуктивность для осознанного самоопределения. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников может осуществляться лишь при взаимном сотрудничестве и понимании, в обстановке свободного открытого общения [25, 89].
Как уже отмечалось, важнейшим критерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы выбора.
Проблема свободы выбора (свободы самоопределения) в силу своей сложности волнует не только профконсультантов, но является также предметом рассуждений многих философов и проявляется в самых разных гуманитарных направлениях (не только в профессиональной ориентации), пронизывая все стороны человеческой жизни. Но, как это ни парадоксально, в наиболее сконцентрированном виде эта проблема представлена в профессиональной консультации, понимаемой не только как помощь в выборе профессии, но и как помощь человеку самоопределиться в сложном современном мире, чтобы наиболее достойно реализовать свои таланты, а в идеале – развить их.
Новости образования:
Виды арифметических задач
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной. Составная зад ...
Характерные особенности учеников, обучавшихся по развивающей программе
Ученики обоих классов первоначально мною были отмечены как самостоятельные, работоспособные, с хорошо развитым логическим мышлением, речью, сформированностью познавательного интереса. Учащиеся активно включались в работу, задавали вопросы, выдвигали гипотезы, обоснованно отстаивали свою точку зрени ...
Педагогическое общение
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержаниемкоторого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого проц ...