Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся

Педагогические практики » Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов » Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся

Страница 4

· управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.

Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах [39, 117].

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация. Профориентация – очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.

Основная сложность профессионального выбора заключается в правильном определении баланса склонностей, способностей и общественного спроса на ту или иную профессию, а также в сопоставлении психологических качеств индивида с качествами, необходимыми для выбираемой профессии. Поэтому помощь оптанту в определении баланса детерминант: хочу – надо – могу, а также наработке качеств, необходимых для освоения предпочитаемой профессии является основой деятельности профконсультанта. Кратко это можно выразить в следующей формуле:

Вместе с тем, профконсультант, оказывая помощь подростку в решении специфических проблем профессионального самоопределения или в профориентации должен использовать те методы и подходы, которые адекватно отражают реальный запрос клиента, а для этого ему самому необходимо ориентироваться во всем многообразии существующих психологических направлений и школ. [38].

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Планируется отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

· обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

· создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

· способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

· расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [21].

Выбор профессии и выбор профиля не одно и то же. Необходима особая работа по определению образовательной стратегии, соответствующей профессиональному самоопределению. При этом это не просто определение перечня учебных заведений, соответствующих выбранной профессии, а построение подробного плана предметного образования, его корректировка на основе анализа выполнения, плана образования (и самообразования), в котором каждый предмет изучается в контексте профессионального выбора [26].

Обобщая существующие определения профориентации, можно выделить следующие основные ее характеристики:

1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.

2. Научность ее форм и методов. Не являясь самостоятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин: экономики, психологии, педагогики, медицины и др.

3. Профориентация предполагает учет трех основных условий, позволяющих обеспечить ее эффективность:

А) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, ценностных ориентаций, установок и т. д.);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от уровня развития педагогических способностей
Становление педагогической позиции современного воспитателя во многом зависит от развития у него педагогических способностей. Педагог - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического об ...

Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...

Профилактика заикания
Профилактика заикания осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с родителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических забо ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru