· управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.
Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегративные качества. Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах [39, 117].
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация. Профориентация – очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, так как с самого рождения ориентирует ребенка на жизненный успех, на успешную карьеру. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
Основная сложность профессионального выбора заключается в правильном определении баланса склонностей, способностей и общественного спроса на ту или иную профессию, а также в сопоставлении психологических качеств индивида с качествами, необходимыми для выбираемой профессии. Поэтому помощь оптанту в определении баланса детерминант: хочу – надо – могу, а также наработке качеств, необходимых для освоения предпочитаемой профессии является основой деятельности профконсультанта. Кратко это можно выразить в следующей формуле:
Вместе с тем, профконсультант, оказывая помощь подростку в решении специфических проблем профессионального самоопределения или в профориентации должен использовать те методы и подходы, которые адекватно отражают реальный запрос клиента, а для этого ему самому необходимо ориентироваться во всем многообразии существующих психологических направлений и школ. [38].
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Планируется отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
· обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;
· создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
· способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
· расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [21].
Выбор профессии и выбор профиля не одно и то же. Необходима особая работа по определению образовательной стратегии, соответствующей профессиональному самоопределению. При этом это не просто определение перечня учебных заведений, соответствующих выбранной профессии, а построение подробного плана предметного образования, его корректировка на основе анализа выполнения, плана образования (и самообразования), в котором каждый предмет изучается в контексте профессионального выбора [26].
Обобщая существующие определения профориентации, можно выделить следующие основные ее характеристики:
1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.
2. Научность ее форм и методов. Не являясь самостоятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин: экономики, психологии, педагогики, медицины и др.
3. Профориентация предполагает учет трех основных условий, позволяющих обеспечить ее эффективность:
А) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, ценностных ориентаций, установок и т. д.);
Новости образования:
Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России
в первой половине XIX века
Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. В этой связи в общественно-политической жизни общества усилива ...
Профессионально обусловленные требования к культуре педагога
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориент ...
Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах». Мероприятие проводил ...