Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся

Педагогические практики » Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов » Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся

Страница 6

6. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее «игра в тесты», т. к. главная цель – заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Главной особенностью активизирующих опросников является не столько получение информации о клиенте, сколько стимулирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. Если речь идет именно о самоопределяющемся человеке, а не о человеке-испытуемом (обследуемом с помощью тестов), то гораздо важнее оказывается формирование готовности человека к размышлениям о себе и своей жизни, что предполагает духовный поиск, переживания и определенные внутренние противоречия (сопоставления разных внутренних, субъективных позиций и ориентаций человека).

7. Бланковые игры с классом: основная идея – играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог играет на доске, а каждый присутствующий – на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких престижных на сегодняшний день профессий, как бизнесмен, юрист и т. п.

8. Ценностно-смысловые опросники – главный акцент в них делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения. Главный смысл данных методик заключается в том, что с их помощью создается благоприятная атмосфера обсуждения мировоззренческих проблем и появляется возможность ненавязчиво обозначать различные точки зрения, но таким образом, чтобы важнее был не столько результат, сколько процесс рассуждения, сама идея нравственной небезразличности к происходящему, которая и является основой для принятия человеком жизнеопределяющих решений. Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день, в эпоху ориентации значительной части молодежи на ценности массового общества и потребительского примитивизма, в открытую говорить рискованно, т. к. сам факт открытого разговора о том, что для многих «свято» может быть воспринят как «морализаторство».

Как известно, практическая методика является не только набором инструкций и стимульного материала для клиента, но и предполагает готовность самого консультанта использовать ее в реальной работе с учетом особенностей данного клиента, а также с учетом всей ситуации, сложившейся в данном учебном заведении. Сущность профконсультационной методики – в соотнесенности с основными компонентами схемы построения личной профессиональной перспективы.

Активные формы профориентационной работы во многом близки к игровым методикам, но имеют и свои особенности. Основными характеристиками активных форм профориентационной работы являются следующие:

1. Интересность, увлекательность процедуры методики для данных клиентов.

2. Личная значимость для клиентов обсуждаемых в методике вопросов. (Заметим, если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса к данным вопросам следует провести другую методику).

3. Добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь», и тем более, насильно не заставишь задуматься о профессиональном самоопределении, т. к. есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции).

4. Двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий.

5. Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что в свою очередь, предполагает:

· выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится);

· использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов);

· обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т. е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем;

· в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес…

Таким образом, активные формы профориентационной работы – это не просто интересные для клиента формы работы, но, прежде всего, форма, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий [35].

Работа профконсультанта может рассматриваться как своеобразное посредничество между самоопределяющимся клиентом и культурой, а в более простых вариантах – как посредничество между клиентом и организацией, профессией и т. п. Но возникает вопрос: а как, с помощью чего профконсультант выстраивает свои взаимоотношения с клиентом, а также – взаимоотношения с культурой, с миром профессий и другими пространствами самоопределения? Одним из важных средств построения таких взаимоотношений как раз и являются активные формы профориентационной работы, т. е. эти формы сами являются своеобразным посредником между психологом, клиентом и пространством, в котором совершаются те или иные выборы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Механизм творческого воображения
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятие внешнее и внутреннее, составляющие основу опыта дошкольника. Что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накаплива ...

Организация работы по формированию культуры здоровья в процессе обучения биологии
валеология культура здоровье биология Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранение их здоровья. Показатели рациональной организации учебного процесса Показателями рациональной орга ...

Программа элективного курса «Элементы наглядной топологии»
Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов математического профиля. Курс рассчитан на 16 часов, на второе полугодие. Программа элективного курса включает материал об элементах наглядной топологии, которая нашла себе ряд блестящих применений для описани ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru