В ходе нашего исследования мы установили, что в образовательном пространстве МОУ «Невонская средняя школа №2» старшеклассники имеют в основном средний уровень профессиональной готовности.
Таким образом, в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш взгляд, необходим непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Так, на основании изученной литературы [2], [29], [36], [45], [52], [58], проведенного исследования нами была разработана программа профессионального самоопределения школьников для данного общеобразовательного учреждения с учетом выявленных проблем.
Программа « Я и моя профессия»
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Профессиональное самоопределение должно быть направлено на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней.
Программа по профориентации «Я и моя профессия» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Программа «Я и моя профессия» способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся сориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.
Программа курса рассчитана на учащихся 14-16 лет. Продолжительность занятий – 40 минут. Программа рассчитана на 14 часов.
Цель программы:
формирование у школьников готовности к осознанному личностному, социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
· расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией;
· обеспечение подростков средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и планированию;
· сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.
Формы проведения занятий:
В процессе проведения профориентационной программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: индивидуальные и групповые беседы, рассказ, ролевая игра, деловая игра, тренинг, тестирование и т.д.
Занятия желательно проводить в звукоизолированном помещении. Где можно было бы довольно быстро организовать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных упражнений.
Примерный перечень формируемых знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
· значение профессионального самоопределения;
· классификацию профессий;
· понятие о профессиях и специальностях;
· понятие об интересах, склонностях, которые необходимы человеку в выборе профессии;
· понятие о темпераменте;
Учащиеся должны уметь:
· соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии;
· использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
· использовать приемы делового общения, стили разрешения конфликтов;
· пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
· на основе самооценки и анализа своих желаний и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.
Тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Классификация профессий |
1 |
2 |
Схема анализа профессий |
1 |
3 |
Выбор и моделирование |
1 |
4 |
Склонности и профессиональный путь |
1 |
5 |
Профессиональный тип личности |
1 |
6 |
Темперамент и выбор профессии |
1 |
7 |
Профессия и здоровье |
1 |
8 |
Человек в профессии. Какой он? |
1 |
9 |
Осознание особенностей профессиональной деятельности |
1 |
10 |
Многообразие профессионального труда |
1 |
11 |
Мой профессиональный план |
1 |
12 |
Осознание затруднений на профессиональном пути |
1 |
13 |
Я глазами других |
1 |
14 |
Заключительное занятие |
1 |
Новости образования:
Виды и уровни проблемного обучения
Процесс проблемного обучении порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать. М.И. Махмутов считает, что виды проблемного обучения ...
Методическая разнообразие проблемных заданий
Анализ учебного материала по природоведению по критериям выбора содержания, на котором объективно возможно создание проблемных ситуаций, дает возможность выделить общие группы учебно-проблемных заданий. Они отличаются между собой по содержанию: 1. Проблемные задания на усвоение признаков, свойств, ...
Проблемы реализации Болонского процесса в России
Говоря об уровне реализации принципов Болонского процесса в России, нельзя не сказать, о том, чем обусловлено некоторое отставание нашей страны от Европы. Объем данной работы не позволяет подробно охарактеризовать все факторы, которые сдерживают развитие Болонского процесса, поэтому кратко останови ...