Помимо задачи научить ученика понимать, анализировать текст, нам необходимо заинтересовать его. Существуют способы, позволяющие последовательно развить не только читательский интерес, но и определенные навыки при работе с текстами.
1. Подбираем текст с фактическими и/или логическими ошибками (например, из предложенных фрагментов «собрать» текст).
2. Сочетаем разные виды текстовой информации (блоки, фрагменты…) по теме (например, тексты разных стилей, жанров).
3. Сочетаем тексты со схемами, таблицами, иллюстрациями.
4. Предлагаем тексты с заданными условиями или требующие постановки задач учащимися.
5. Создаем модели по структурированию текстов (например, модель загадки).
Разные способы подачи информации – это своего рода интрига урока. Между тем вследствие такого подхода к обучению формируются важные навыки:
· видеть в тексте главное;
· читать разными способами (просматривать, вчитываться…);
· сравнивать известное с новым;
· открывать в известном необычное;
· вести диалог как с автором, так и с самим собой.
I. Способы преобразования информации
1. Пересказ (полный, краткий, творческий).
2. Схема или таблицу.
3. Рисунок по ассоциации.
4. План (простой, сложный, цитатный; тезисный, образный).
5. Отзыв.
6. Реферат.
7. Аннотация.
8. Конспект.
9. Библиографическое описание.
10. Досье (конспект по теме, включающий не только пересказ, но и определения, понятия, цитаты, схемы, рисунки и пр.)
Какие вопросы в основном задают ученикам, работающим с текстами? «Кто?», «что?», «где?», «когда?» - то есть вопросы, требующие запомнить информацию. Безусловно, такие вопросы нужны, так как они позволяют проверить знания учеников. Методика использования подобных вопросов существует уже давно. Согласно таксономии В.Блума (таксономия – определение целей обучения через последовательность уровней мышления от основного, понимания и приложения знаний, до высоких уровней, синтеза и оценки), можно ставиь вопросы на проверку знаний и одновременно стимулировать мышление.
1. Знание: вопросы, требующие запомнить информацию.
2. Понимание: вопросы, которые позволяют понять смысл переданной информации и употребить ее не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.
3. Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого необходимо выбрать нужные факты, сообщить их, решить проблему.
4. Анализ: необходимо разбить информацию на малые части. Чтобы стала понятна ее структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы «зачем», «почему», то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.
5. Синтез: необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другой финал сюжета, решение проблемы) или предсказать развитие событий.
6. Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определенную точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения как вы считаете?
Эта классификация отражает этапы урока в классической его форме. Кроме того, она учит нас, взрослых, не только правильно формулировать вопросы, но и соблюдать последовательность, которая отражает сам мыслительный процесс. Но проблема не в нас, а в том, умеют ли наши ученики задавать подобные вопросы, то есть побуждать самих себя к мышлению? Ученикам-старшеклассникам предстоит участвовать в дискуссиях, выступать с докладами на конференциях, защищать свою точку зрения. Но учить задавать вопросы нужно раньше.
Новости образования:
Многолетний процесс построения спортивной тренировки
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс. Микроцикл – это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. Различаю ...
Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков
во внеучебное время
Ильина Т.А внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы. [
9
] Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых в ...
Содержание обучения математике
Содержание обучения математики является актуальной проблемой на протяжении всей истории преподавания математики. Достаточно сказать, что за последние десятилетия к ней обращались такие ученые и исследователи, как В.И. Арнольд, Э. Борель, Г.В. Дорофеев, А.Н. Колмогоров, В. Сервэ, В.М. Тихомиров и др ...