Роль здоровьесберегающего сопровождения в организации воспитательно-образовательного процесса

Педагогические практики » Система формирования культуры здоровья у школьников в процессе преподавания биологии » Роль здоровьесберегающего сопровождения в организации воспитательно-образовательного процесса

Страница 2

Существенное влияние на самочувствие, настроение и работоспособность детей и подростков на уроке оказывает окружающая среда.

Воспитательно-образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы обучающиеся могли прочно овладеть основами знаний в необходимом объеме без ущерба для их здоровья, чтобы обучение не препятствовало, а способствовало гармоничному развитии организма. Для этого важно, чтобы занятия в школе не сопровождались переутомлением, это возможно при условии учета закономерностей динамики работоспособности учащихся, при соблюдении гигиены труда.

В период компенсаторной перестройки (предутомление) ребенок может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Период характеризуется снижением внимания и темпа деятельности, ростом числа отвлечений, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу, но очень недолго: 5-7 минут [7].

Признаки утомления у ребенка во время урока можно разделить на следующие группы:

1. На поведенческом уровне – снижается производительность и качество учебной деятельности; увеличивается количество ошибок, в том числе и неграмматических (например, «коророва»); нарушается координация движений (изменяется почерк); наблюдается двигательное беспокойство, младшие школьники роняют на пол ручки;

2. На физиологическом уровне – нарушается функционирование симпатического отдела вегетативной нервной системы, которая позволяет организму мобилизовать все наличные резервы в трудной ситуации. При утомлении возрастает влияние парасимпатического отдела провоцирующего повышение потливости (особенно рук), усилении продукции желудочного сока. Уставший ребенок начинает просить: есть, жалуется на боль в животе, ему требуется посещение туалета. Затрудняется выработка условных связей; повышается инертность нервных процессов; в клетках мозгового вещества ЦНС, в нервных центра развивается процесс охранительного торможения, предотвращают «истощение» нервных клеток. Есть и гуморальный признак утомления в организме накапливается молочная кислота, недоокисленный продукт обмена веществ.

3. На психологическом уровне – нарушается концентрация внимания, появляется рассеянность, субъективное чувство усталости, снижается качество когнитивных функций.

Изменения в организме, связанные с развитием утомления, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха.

Если на признаки утомления вовремя не обратить внимания, то развивается переутомление –

патологическое состояние, которое требует лечения.

Симптомами переутомления являются стойкие нарушения внимания и памяти; нарушения сна (возможна бессонница); ухудшение аппетита; появление раздражительности, плаксивости, неадекватных реакций; ухудшение регуляции физиологических функций (нарушение сердечного ритма и координации движений, гипо- или гипертония); снижение сопротивляемости организма. У некоторых детей в состоянии переутомления могут возникать нервные тики.

Таким образом, от правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком
Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отн ...

Зависимость методов от учительского «Я», целей и объектов воспитания
Результаты воспитания зависят не только от методов, но и от умелого их применения, а также от знания объекта. Поэтому , метод- это «я».Все через меня. Нет плохих методов,…. Хороших методов столько же, сколько - хороших учителей. Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность ...

Диагностика проявления упрямства в ДОУ и в семье
Изучение методологических и теоретических аспектов исследуемой проблемы позволяет определить наилучшие способы и средства воспитания упрямых детей. Первичная диагностика упрямства проводилась в дошкольном образовательном учреждении № 62 города Стерлитамака во второй младшей группе «Капель» и старше ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru