В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.
Воспитательно-образовательное направление в здоровьесберегающей деятельности нацелено на формирование основ культуры здоровья у детей и учащихся, наличие которой способствовало бы сохранению личного здоровья и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).
Культура здоровья, являясь частью общей культуры человека, включает определенный объем знаний о различных аспектах здоровья, способах его сохранения и развития, стойкие сформированные мотивации и нравственно-волевые качества личности, направленные на заботу о своем здоровье, самореализацию, а также на формирование умений и навыков ведения ЗОЖ.
Формирование культуры здоровья в образовательном учреждении возможно через здоровьесберегающее образование. Под здоровьесберегающим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья ребенка, направленный на формирование с научно обоснованных знаний и практических умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к Личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Здоровьесберегающее обучение – это процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями, направленными на сохранение и совершенствование личного здоровья, оценку формирующих его факторов усвоение знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоение методов и средств пропаганды ЗОЖ. Здоровьесберегающее воспитание – это процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и ЗОЖ, являющихся неотъемлемой частью жизненно важных ценностей и общекультурного мировоззрения.
Знания о здоровье – совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки в области здоровья человека. Основной целью здоровьесберегающего образования является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков через обучение и воспитание.
Здоровьесберегающее образование детей в общеобразовательной школе (формирование культуры здоровья) осуществляется через урочные и внеурочные формы деятельности. На уроках через предметы, входящие в стандарт образования, а так же через курсы, программы, факультативные часы вариативной части Базисного учебного плана учащиеся 1-11-х классов приобретают определенные знания о здоровье и ЗОЖ.
Обучение основам здоровья предполагает существование определенной системы работы, включающей два аспекта:
1. Создание таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса;
2. Формирование у учащихся личной ответственности за свое здоровье.
Все компоненты здоровьесберегающего пространства взаимосвязаны друг с другом, включают организационно-педагогические, психологические, санитарно-гигиенические аспекты работы всего образовательного учреждения и конкретно учителей.
Усвоение знаний о здоровье также является важным компонентом обучения, но они являются не самоцелью, а средством развития ребенка. Специфичные формы учебной работы для этой модели – тренинги, дискуссии, самонаблюдение детей за элементами личного образа жизни и процессом их совершенствования. Это обучение требует от детей продуктивной и интенсивной деятельности, к которой не все они готовы.
Новости образования:
Понятие дистанционной формы обучения
Дистанционное обучение (ДО) – это существующая реальность образования не только в России, но и во всем мире. В одних источниках информации читаем: «ДО» в других «Дистанционное образование». Обучение и образование – ключевые теории в дидактике. Разберемся в этих понятиях. Рассмотрим несколько поняти ...
Деятельность социального педагога по созданию ситуации
успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи
Общей целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; сформированная готовность у него к социально-одобряемой деятельности. Основными принципами структуры создания ситуации успеха является следующее: принцип ориентации на личность воспитан ...
Характеристика детей
Изучение анамнестических данных показало, что практически у всех детей ЭГ наблюдались факторы риска, которые могли бы привести к нарушению речевого развития. В анамнезе детей логопедического детского сада в 13-ти случаях были выявлены такие неблагоприятные факторы пренатального периода, как: токсик ...