Диалогическая речь – это процесс разговорного взаимодействия двух или более участников общения. Поэтому в пределах разговорного акта каждый из участников по очереди выступает как слушатель и как вещатель [10, с. 146].
Диалогизирование – это процесс речевого взаимодействия, предусматривающий обмен репликами, не достигающими объемов монологических высказываний. Под термином «диалог» понимается как сам процесс диалогизирования, так и его результат – текст [18, с. 6].
Для определения рациональных путей обучения и развития диалогической речи необходимо знать коммуникативные, психологические и лингвистические особенности диалогической речи.
Первыми рассмотрим коммуникативные особенности. Партнеры по общению прибегают к диалогизированию в следующих типичных случаях:
1) когда один из них испытывает дефицит в сведениях, а собеседник, как предполагается, компетентен в данной области и способен восполнить информационный пробел;
2) когда разворачивание (раскрытие) сюжета (темы) не может быть реализовано одним собеседником ввиду его языковой или мнемонической неспособности, дефицита сведений или в связи с необходимостью поэтапной проверки адекватности высказываемых положений;
3) когда партнеры испытывают потребность во взаимном обмене мнениями, впечатлениями, переживаниями;
4) когда существует необходимость согласовать различные подходы к решению конкретной проблемы, устранить разногласия, разрешить спор и так далее [18, с. 6].
Реализуясь в рамках диалогического общения, диалогическая речь как чередование дробных высказываний граничит, с одной стороны, с началом или окончанием коммуникативного контакта, а с другой стороны – с монологическими вставками, с которыми она соединяется с помощью начальных или конечных предложений, имеющих диалогическую связанность.
Диалогическую речь следует рассматривать как коммуникативный акт, где имеет место смена ролей говорящего и слушающего.
Для развертывания диалога значение имеет инициативная (первая) реплика. Она является и изначальным речевым стимулом, и носителем темы. Реакция партнера должна быть тематически согласованной, но точно прогнозировать, что он скажет, трудно [18, с. 9].
В естественном диалогическом общении каждый из партнеров поочередно произносит как стимулирующие, так и реагирующие реплики.
С коммуникативно-информационной точки зрения первые реплики могут быть сведены к следующим типам высказываний:
1) формулы социального общения (приветствия, выражения благодарности, извинения и другие);
2) запрос информации (вопрос, просьба сообщить что-либо);
3) выражение эмоций;
4) информирование;
5) приказ-просьба;
6) комментирование (констатация) обстоятельств, в которых находятся общающиеся;
7) высказывания, которые не несут какой-либо важной информации (ими обмениваются для поддержания разговора, когда, например, неловко молчать, нужно заполнить паузу) [18, с. 10].
Темой диалогической речи может быть широкий круг вопросов. Это: человек (его поступки, внешность, биография, речь), событие, вещь. Факторами, формирующими тему диалога, являются отношения между собеседниками, уровень их коммуникативной общности, внешние события, ситуация в широком смысле.
Новости образования:
Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сох ...
Процесс формирования культуры через творческую индивидуальность педагога
Откуда же появляется творческая индивидуальность? Исследования показывают, что подлинная творческая индивидуальность — результат достаточно длительного процесса культуры педагогической деятельности
, в котором можно выделить некие этапы. Первый этап связан с тем, что человек оказывается в полож ...
Анализ результатов деятельности сферы образования
Отмечу следующие положительные тенденции в сфере образования: За рассматриваемый период наметился существенный рост в бюджетном финансировании сферы образования. За три года (2009,2010,2011) значительно выросли расходы на образование в Нижегородской области: В 2009 году на образование в Нижегородск ...