В ходе диалогической речи каждому из участников контакта приходится решать целый ряд задач психологического характера, а именно:
1) помнить все предыдущие беседы с данным партнером, чтобы максимально использовать опыт совместного общения, не повторятся;
2) помнить все, что сказал собеседник в ходе данного контакта, и все, что сказал сам;
3) мгновенно оценить всю сумму сведений, полученных к началу своей речевой партии;
4) уметь вовремя вставить свое слово (не нарушая при этом принятых правил общения);
5) следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;
6) слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, внести в уже отзвучавшую часть фразы соответствующие изменения и поправки;
7) уметь извлекать информацию из ситуации общения, в том числе сообщаемую паралингвистическими средствами (жестами, мимикой), к которым прибегает собеседник [18, с. 13].
Психология диалогизирования обусловлена частой сменой ролей говорящего и слушающего, использованием различных способов речемыслительной деятельности – от непроизвольного клиширования до обдумываемого построения высказывания. Речевые механизмы автоматически учитывают как ситуацию общения, так и текст партнера [18, с. 13].
Теперь рассмотрим лингвистические особенности диалогической речи.
Диалог как продукт скоординированной устноречевой деятельности двух (трех и более) собеседников – это связанный текст, которому свойственны все основные характеристики сверхфразового единства. В число параметров устного диалогического текста могут быть включены:
- отнесенность к той или иной сфере устноязычного общения;
- характер тематики (одна тема, система тем, несколько разнообразных тем);
- количество создателей текста (диалог, трилог, полилог);
- функционально-стилевой регистр (разговорный, официально-деловой и тому подобное);
- степень подготовленности собеседников к речевому акту (наличие заготовок мыслей и фактов, степень владения темой);
- лингвистические характеристики (нормативность речи, состав словника, интонационная оформленность);
- ситуативность (степень опоры говорящих на неязыковые каналы связи в процессе их речевого контакта и отражение этой особенности общения в тексте);
- глубина и детализация коммуникативной разработки темы (или тем), обсуждавшейся в течение речевого контакта;
- избыточность (рыхлость) текста [18, с. 14].
Единицей диалога является диалогическое единство, пара реплик, принадлежащих разным собеседникам и образующих органическое целое в содержательном и структурном отношении. Только в совокупности они представляют собой законченное элементарное высказывание [16, с. 130].
Диалогические единства могут быть константными и мобильными (то есть переходящими одно в другое).
В зависимости от функциональной связи реплик в диалоге выделяют разные виды диалогических единств. Их можно представить в виде таблицы (см. Приложение А «Основные виды диалогических единств»).
Диалогические единства 1-8 объединены в три группы по коммуникативной функции первой реплики: сообщение (I группа), побуждение (II группа), вопрос (III группа). IV группа объединяет диалогические единства, которые включают реплики разговорного этикета [10, с. 150].
Новости образования:
Потребность в общении
Общение характеризуется также особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию. "Первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка - это потребно ...
Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают ...
Описание комплекса упражнений по формированию качеств, необходимых
для творческих способностей
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат процессы мышления и воображения. Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются ...