Простые средства:
¾ словесные средства (прежде всего учебники и другие печатные тексты);
¾ простые визуальные средства (оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, карты).
Сложные средства:
¾ механические визуальные средства, позволяющие передавать изображение с помощью технических устройств, например, фотоаппарата, диаскопа, эпидиаскопа, микроскопа, телескопа;
¾ аудиальные средства, позволяющие передавать звуки и шумы (с помощью проигрывателя, магнитофона или радио);
¾ аудиовизуальные средства, объединяющие изображение со звуком: звуковой фильм или телевидение;
¾ средства, автоматизирующие учебно-воспитательный процесс, к которым можно отнести компьютеры, лингафонные кабинеты и т.п.
Данные дидактические средства, используемые во внеурочной работе по учебным предметам, облегчают или усиливают: познание школьниками природно-социального мира; получение ими знаний об этом мире во всем его многообразии; формирование опыта эмоционально-ценностных отношений к действительности; развитие деятельности, преобразующей окружающий многообразный мир.
Но, как указывает В.Н. Зайцев, «учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приёмы, с помощью которых эти методы будут осуществляться» [3].
Под приёмами часто подразумевают способы работы учителя со средствами обучения, но на практике приёмы педагогической техники могут быть связаны с какими-то средствами обучения, а могут быть совершенно независимы от них.
Исследователи отмечают, что из-за огромного разнообразия приёмов достаточно трудно придумать какую-то разумную и полезную их классификацию.
Можно различать приёмы в зависимости от наличия или отсутствия используемых средств обучения.
В.В. Гузеев предлагает классифицировать приемы, исходя из источника происхождения [4]. Таких источников три: рефлексия собственного успешного опыта, наблюдение за детьми и профессиональный обмен между коллегами (как устный, так и письменный — в частности, книги).
В основании классификации приёмов может лежать и способ информационного обмена — например, основное направление информационного потока. Это называется информационным режимом обучения.
Различают три информационных режима. Интраактивный режим — все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.
Экстраактивный режим — все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды.
Интерактивный режим — информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-объектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным элементом. Это режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.
Очевидно, что в отличие от урочной, внеурочная деятельность обладает большими возможностями с точки зрения методов, средств и приемов обучения, что создает дополнительные возможности в реализации цели такой деятельности - развитие и саморазвитие учащихся.
Новости образования:
Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
Процесс полового созревания сопряжен с глубокими морфофункциональными перестройками в организме, протекающими постепенно и поэтапно. Выделяют пять стадий полового созревания: три из них приходятся на подростковый возраст, четвертая и пятая относятся к периоду ранней юности. Каждая из этих стадий ха ...
Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на
уроках литературы
Потребность в проблемном обучении преподаватели литературы чувствуют сейчас особенно остро. Слишком часто литературный разбор произведения в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не понимают, зачем нужен анализ. Литературный анализ становится в глазах учеников самоцелью, неоправданной о ...
Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на
личность
Рассмотренные в предыдущем параграфе особенности музейной коммуникации с точки зрения возможностей включения музея в педагогический процесс общества расширяют возможности воспитательной деятельности общества через использование инструментов музейной деятельности. Сегодня включение форм и средств му ...