Сотрудничество учителя и работников внешкольных учреждений

Страница 2

В данном проекте принимают участие победители олимпиад различных уровней, школьники старших классов образовательных школ, лицеев, гимназий г.Ростова-на-Дону, желающих участвовать в командных играх, развивать эрудицию, заинтересованных в развитии собственных компетенциях в других предметных областях.

Безусловно, использование игр во внеурочной деятельности не является инновацией Центра. Б.Р. Мандель подчеркивает, что в науке уже определены понятия ролевых и дидактических, деловых, драматических, спортивных, военных, праздничных игр. Их педагогические функции и

назначение не вызывают сомнений. Но по-прежнему нет единого мнения относительно природы интеллектуальных игр, их происхождения, дефиниции. Не случайно немецкий философ Е.Финк считал игру настолько экзистенциальным феноменом, что она, по его мнению, " .отталкивает

от себя понятия . Игра — один из способов понимания, с помощью которого человек понимает себя ." [5].

Вероятно, выражение "интеллектуальные игры" впервые употребили К. Гроос, говоривший об их особой функции "дополнения" к бытию у людей, занимающихся физическим трудом [6], и "классик" игрологии М. Лазарус, различавший игры, связанные с физической деятельностью, влечением к зрелищам, азартные игры и игры интеллектуальные [7]. В последних происходит компенсация, дополнение эмоциональной (и интеллектуальной) сферы личности тем, что либо не испытывается в реальной жизни, либо подавляется эмоциями, связанными с достижением практических целей; в этой игре человек способен испытать радость от реализации своих умственных возможностей,

ощущение связи с группой, чувства, вызванные заслуженной победой, — все, что забыто в реальной жизни,

полной неудач, столкновений и

страстей [6].

"Интеллект подобен горящему светильнику, которому воображение, наподобие масла, доставляет материю для горения; а разум подобен пламени, которое на тысячу ладов озаряет выхваченные им предметы и словно в тонком трепетании рассеивает вокруг себя светоносные лучи", - писал Я.А. Коменский [8]. Поэтическая фраза Великого Дидакта служит веским основанием определения "интеллектуальный", применяемого в дальнейшем к играм, служащим "преддверием для вещей серьезных" [8].

Знаменательно и важно то, что интеллектуальные игры шагнули с экранов в молодежную (и не только) среду, став излюбленным досугом довольно значительного числа участников этого "движения". Практика проведения телевизионных игр показала, что игра, называемая интеллектуальной, достоверно помогает установить уровень развития и широты знаний, памяти и мышления, скорости мыслительных реакций у всех играющих. Участие в интеллектуальных играх не только является фактором интеллектуального становления личности, но и способствует развитию коммуникативных, социализирующих, когнитивных и волевых свойств характера.

Игра, называемая интеллектуальной, — индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности — они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). Эта деятельность является средством достижения игрового результата.

Вышеперечисленное дает основание утверждать, что интеллектуальная игра является интерактивным механизмом и учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту индивидуальной реакции играющего и быстроту коллективной реакции.

Эти особенности интеллектуальных игр были учтены нами при разработке, организации и апробировании первой городской предметной игры по химии.

Страницы: 1 2 

Новости образования:

Графические ошибки. Технические моменты в первоначальном обучении письму
При письме имеют место следующие графические ошибки: 1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке; 2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко; 3. Очень часто в работах встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон ...

Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии
Теоретическое представление о воспитании - это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат - в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Он ...

Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе
В настоящее время в условиях глубоких перемен во всех сферах жизни российского общества происходит переоценка социальных ценностей и ориентации, преодоление устаревших взглядов, подходов, форм и методов работы и изменяется отношение к накопленному опыту педагогики и психологии. Традиционная педагог ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru