В – третьих, музей находиться в окружении объектов, которые несут в себе определенный потенциал образовательных и воспитательных функций. К таким объектам относим семью, детские дошкольные, школьные и внешкольные учреждения на селе и их образовательной функцией, - это одна составляющая. К другой составляющей необходимо отнести объекты, призванные воспитывать культурой, - это клубные учреждения, средства массовой информации и библиотеки.
Музей на селе посвящен человеку и его культурному и природному окружению, он несет в себе одновременно функцию «открытого» музея - музея пространства и среды. В тоже время он является музеем времени, когда на экспозиционном пространстве отражается минувшая история.
В отличие от школы, где учитель оперирует в своей деятельности, главным образом, обстракно-логическим понятиям и его главный инструмент – слово, в музее педагог опирается на музейный предмет, который оказывает эмоционально-чувствительное воздействие на посетителя. Посетитель может взять в руки не абстрактное понятие, а конкретный предмет – свидетель прошлого, позволяющего осознать значение природного и культурного населения с учетом реальной жизни.
Важной особенностей музейных предметов, отличающих от других источников, хранящихся, например, в архивах или библиотеках, является то, что, становясь экспонатами, они являются не только источниками научных знаний, но и источником воздействия на эмоциональную сферу человека.
Музейный предмет как носитель образцовой информации способен вызывать у посетителя определенное эмоциональное отношение к минувшему. Эмоционально-чувственное восприятие и есть основа мыслительной деятельности человека. Не случайно современная наука наряду с такими свойствами музейного предмета, как информировать и репрезентированность (отражение действительности), называет и экспрессивность – способность воздействия на человека через признаки: аттрактивность - привлечение внимания и ассоциативность –чувство сопричастности, сопереживания.
Предмет в музее хранит в себе энергию бытования, энергию человека, державшего этот предмет в своих руках. Он хранит энергию того или иного исторического события, к познанию которого готовиться посетитель, приходя в музей.
Наряду с музейными предметами в основу экспозиции школьного музея закладываются результаты его научно-поисковой работы по фиксированию проявлений человеческой деятельности селян в таких областях, как песни, танцы, ритуалы, мифы, обряды, праздники, ремесла, музыка и даже говор, язык конкретной территории, конкретного поселения.
Для школьного музея, как впрочем, и других краеведческих музеев, наиболее подходит видение музеев русским философом Н.Ф. Федоровым: «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц, деятельность его заключается не только в накоплении мертвых вещей, а в возвращении к жизни останками отжившего, в восстановлении умерших по их произведения живыми деятелями»
Музееведение рассматривает благотворительность как основу создания музейных коллекций и зарождения музеев в стране, перечисляются десятки имен меценатов, передавших те или иные коллекции в музеи.
Между тем, благотворителями не рождаются, а ими становятся. И данную деятельность следует рассматривать как продукт воспитания человека, нравственные качества которого следует рассматривать как продукт воспитания человека, нравственные качества которого способствуют совершению благих действий, помощи ближнему.
Новости образования:
Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская средняя
общеобразовательная школа»
Территория села Большой Ут и близко расположенных деревень находится в пределах западных предгорий Уральской равнинно-горной страны, на переходе от низких к высоким предгорьям Среднего Урала. Абсолютные отметки высот местности колеблются от 180 до 330 м., относительные от 13 до 89 м. Общий подъём м ...
Методы и приёмы работы с учебником по географии
При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила, о которых надо помнить при организации работы. Такими общими правилами работы с учебником являются следующие: - знакомство с учебником; - обучение приемам работы с ним; - этапность в обучении приемам работы; - обучение прием ...
Опытно-экспериментальное исследование
Цель проведенной нами исследовательской работы состояла в том, чтобы выяснить и проверить, как влияет на процесс обучения правильное использование на уроках математики дидактической игры. Свои исследования мы осуществили в два этапа. 1. Выявить, какие навыки устного и письменного счета имеют учащие ...