В этой части речь пойдет о таком графическом материале, как тушь.
Тушь (
нем. tusche, франц. touche от toucher - касаться) - черная или цветная водяная краска, приготовляемая из сажи и клеевых веществ в сухом (в виде плиток) или жидком состоянии. Особенно знаменита китайская тушь, дающая глубокий, интенсивный тон и широкую шкалу градаций при разведении водой.
Возможности работы с тушью очень велики: работа пером, кистью, палочкой, спичкой.
В зависимости от размера пера можно варьировать толщиной линии. Кроме того, также как и в работе, карандашом, тушь позволяет создавать большое разнообразие фактур.
Трудность работы с этим графическим материалом заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. Но этот, казалось бы, недостаток превращается в особый прием. Очень выразительны наброски с натуры, сделанные тушью именно потому, что в отличие от, например, гелиевой ручки, линия, проведенная пером, заправленным тушью, никогда не будет однообразной. Перо дает тонкую линию и позволяет прорисовать детали. Существует множество перьев для работы с ней: разные по размеру перья, разные их виды (гусиное, тростниковое, металлическое). Каждое перо обладает своими особенностями: металлическое, более современное перо дает более ровную и тонкую линию, чем, например, гусиное перо; тростниковое перо дает более энергичную штриховку. Кроме того, одним инструментом можно получить разной толщины линии, поворачивая его на разные стороны.
Тушь можно разводить водой в разных пропорциях как для работы кистью, так и для работы пером, в результате чего линии и пятна будут иметь разный тон.
Работа с кистью может осуществляться двумя способами. Первый способ - рисование кистью, когда для работы берется жидкая тушь и кистью наносится на бумагу. Второй способ, когда в этой графической технике используется сухая кисть. Сухая кисть - техника работы жесткой (щетинной) кистью с небольшим количеством относительно сухой краски. Этот метод позволяет тонко моделировать тональные градации.
Существует еще одна интересная техника работы с тушью, которая называется "граттаж". Граттаж (от фр. gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники - техника царапания. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
Работа тушью дисциплинирует юного художника. Она с самого начала приучает его внимательно относиться к делу, наносить все линии, обдуманно и с расчетом, так как малейшее отвлечение может привести к искажению формы, кляксам. В учебном пособии Ростовцева Н.Н. "Развитие творческих способностей на занятиях рисунком" отмечено, что перо не дает возможности думать о постороннем, отвлекаться, рука приобретает легкость движений, вырабатывается мастерство и виртуозность.
Новости образования:
Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средст ...
Сравнительный анализ результатов исследования
Этот параграф посвящен сравнению анализов констатирующего эксперимента с контрольным. Для проведения контрольного эксперимента была взята методика Иофнины И. О. , что и при констатирующем эксперименте. После экспериментирования родителей было выявлено э
ффективность применяемых методов работы с упр ...
Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России
в первой половине XIX века
Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. В этой связи в общественно-политической жизни общества усилива ...