Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сельского Дома культуры

Педагогические практики » Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сельского Дома культуры

Сфера деятельности социального педагога — социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Какой социум мы имеем? В последний десяток лет пышным цветом расцвели такие социальные проблемы, как нужда и бедность, алкоголизм и наркомания, безработица, бродяжничество и социальное сиротство, преступность и жестокое поведение. Смена социально-политической ситуации в стране, разрушение старых идеалов и отсутствие новых поставили подрастающее поколение перед серьезной проблемой самоопределения и самоактуализации в новых экономических условиях, эти изменения выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного подростка. Влияние окружающей среды особенно значимо для детско-трудных подросткового возраста, поскольку именно в этот период происходит формирование характерологических свойств личности, потребностей, ценностных ориентаций, мотивации поведения /25, с.123/.

С каждым годом отмечается рост трудных подростковой преступности, наркомании, алкоголизации. Прослеживается тенденция к увеличению числа трудных подростков с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении трудного подростка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля поведения трудного подростка, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов, увеличение неблагополучных семей /8,с110/.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых. На равне со всеми социально-педагогическими причинами распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем трудных подростков является школа, и в плохом поведении и плохой успеваемости трудного подростка виноваты учителя, воспитатели и т.д. В аморальности трудного подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность подростка. Слабеет внимание к личности трудного подростка, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере, стараясь определить такого трудного подростка в специализированные воспитательные учреждения. Все это подрывает уверенность трудного подростка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности. Такие трудные подростки, как правило, отвержены от коллектива, они начинают вести себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. И все же, несмотря, на их резкость, грубость, внешнюю решительность, на самом деле, это несчастные, тревожные и беспокойные трудные подростки, не имеющие поддержки со стороны окружающих, ощущающие только порицание со стороны мира /9,с.115/.

Именно такие трудные подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими "отверженными".

Как помочь такому подростку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним? Эти вопросы и предстоит решать социальным педагогам /8,с115/.

Трудность решения поставленных вопросов связана ещё и с тем, что многие годы замалчивания проблем, связанных с девиантным поведением трудных подростков, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры. В результате, которых наказание, которое подросток получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

Поставленные вопросы перед социальными педагогами в сельской местности требуют неотлагательного решения, однако внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, но имеет широкие возможности для саморегуляции и самоопределения трудного подростка /8,с.121/.

Актуальность темы исследования определяется потребностью в глубоком социально-педагогическом анализе трудновоспитуемости, содержания, структуры и динамики отклоняющегося поведения трудных подростков, в определении путей и средств своевременного предупреждения противоправного поведения трудных подростков, особенно трудных подростков в сельской местности, так как социально-педагогическая среда в сельской местности носит в основном отрицательный характер.

Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования разработать программу социально-педагогической работы с трудными подростками на базе сельского Дома культуры и реализовать ее.

Объект исследования: процесс социально-педагогической работы с трудными подростками.

Предмет: формы, методы и средства социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в сельской местности.

Задачи исследования:

1) изучить теоретические основы социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в сельской местности

2) определить социально-педагогические и психологические особенности трудных подростков сельской местности

3) разработать программу социально-педагогической работы с трудными подростками в сельском Доме культуры и определить её эффективность

Гипотеза исследования: если в социально-педагогической деятельности в сельском Доме культуры с трудными подростками сделать акцент на подавление у подростков предпосылки к негативному поведению, путем организации досуговой деятельности, то это приведет к стимулированию позитивного поведения подростка.

В исследовании использовались следующие методы:

- анализ научной и учебно-методической литературы;

- анкетирование, опрос

- тестирование

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.

База исследования:

Дом культуры "Рассвет" в с. Садовое. В исследовании принимали участие 38 трудных подростков в возрасте от 14-17 лет. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия испытуемых.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе социальных педагогов не только ДК, но и других образовательных учреждений.

Новости образования:

Особенности развития воображения младших школьников
Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играю ...

Общая характеристика Болгарии
Респу́блика Болга́рия (болг. Република България), Болга́рия — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. Занимает 22% его площади. С востока омывается Чёрным морем. Граничит с Грецией и Турцией на юге, с Сербией и Македонией на западе и с Румынией ...

Особенности формирования мотивация к изучению предмета
Разные авторы дают различные определения мотивации [22, 29, 30, 31, 34]. Мотивация – (от лат. moveo – двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности [29]. Есть такие определения: 1. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъект ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru