- Подбери близкое по смыслу слово к слову «беседовать».
(говорить, разговаривать).
Оборудование: солнышко, лучики.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных.
Задачи:
- Обогащение словаря прилагательных.
- Развитие словесно-логического мышления.
- Развитие слухового внимания и памяти
Примерные виды заданий:
1. «Назови лишнее слово» (Захарова А.В.)[16]
Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (Захарова А.В.)[16]. Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную.
Например:
Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).
Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).
3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.
Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.
Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)
II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.
Задачи:
- Актуализация и обогащение словаря прилагательных
- Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного(Захарова А.В.) [16]. Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.
Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная .
2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?».
Светит (какое?) солнце.
Солнце — яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.
3 направление. Развитие номинативного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря существительных.
Задачи:
- Развитие номинативного словаря.
- Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Проговаривание наименований предмета (Ушакова О.С.)[40].
Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»
2. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета. (Захарова А.В.)[16].
Содержание: Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!»), прячет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): «Ищите автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где много есть воды»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
Новости образования:
Урочные и внеурочные занятия
Процесс обучения, воспитания и развития детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и в системе дополнительного образования. Участниками данного процесса можно считать школьных учителей, учащихся, их родителей, работников внешкольных учреждений и организаций. Педагогический (учебно-воспит ...
Уровни умения решать задачи
Исходя из того, что познавательная область является для процесса обучения главной, то для определения качества достижения целей важно такое понятие, как уровень усвоения. В современной педагогике в качестве показателей обученности определяют уровни усвоения знаний и умений, состояние видов активной ...
Виды речевых нарушений
Фонетическое недоразвитие. Фонетико-фонематическое недоразвитие Общее недоразвитие речи (у дошкольников). Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. При разрешении данной проблемы исследователи выделяют разные аспекты: Так, например, профессор Б.Г. Ананьев указывает на связь ошибок в чтении, письм ...