Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания

Педагогические практики » Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания

Страница 3

Поиск путей реализации указанного подхода позволяет восстановить ценностные ориентации в воспитании, преодолеть отношение к ребенку как «винтику» воспитательной системы, повысить его активность как субъекта воспитательного процесса, расширить границы свободы, самоопределения личности. Важным результатом ориентации воспитания на личностный подход явится восстановление разумного отношения между личностью и коллективом, основанного на понимании того, что личность – основа коллектива, а не наоборот.

Прояснение основных принципов гуманистического личностно ориентированного воспитания позволяет определиться относительно его сущности. Гуманистическое личностно ориентированное воспитание – педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основной механизм этого процесса – собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора.

В становлении субъектности ребенку требуется духовная и нравственная поддержка и помощь. Ее оказывают педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с детьми в решении их. Эта помощь имеет гуманитарный характер, т.е. осуществляется добровольно, с любовью и уважением к детям, с заботой о растущем человеке.

Ориентация на описанную парадигму по-новому выстраивает отношение между образованием и воспитанием в учебно-воспитательном процессе. Она означает перевод системы образования в рамки культуросообразного человекообразуюшего и жизнеобеспечивающего процесса. Цели воспитания становятся и целями образования: усиливается гуманитарная компонента содержания, гуманизируются технологии образования.

Сущность культурологического личностно ориентированного образования в достаточной степени еще не раскрыта. Однако можно выделить его некоторые принципы и важные характеристики.

В культурологической школе приоритетное значение придается изучению культуры и человека как ее субъекта, формируется целостный образ культуры. Содержание образования характеризуется энциклопедичностью, интеграцией знаний, гуманистической и эстетической направленностью. Учебные программы отличаются вариативностью, что создает условия для свободного выбора содержания и способов образования. Особое внимание уделяется развитию у учащихся культурологического и исторического мышления, проблемному видению и познанию мира, интеграции знаний в целостную систему.

Таким образом, можно констатировать, что у гуманистического воспитания и культурологического личностно ориентированного образования общие цели, общие методологические основания, общие принципы. Специфика же образования состоит в осуществлении их особой центрации на развитие интеллекта учащихся, способностей к познавательной деятельности и творчеству.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности – умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и других ее сторон.

С этих позиций гуманистическое личностно ориентированное воспитание в дошкольном и младшем возрасте – процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развития его природных способностей, потребности в деятельности. Основные педагогические механизмы включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание.

В подростковом возрасте – это процесс интенсивного физического и социального созревания личности, создающий предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры, Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте – включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, вовлечение в культурное творчество.

Наконец, в старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно нравственной автономизации личности, физического и нравственного самосовершенствования, вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, принятие решений в ситуациях выбора, саморазвитие.

Понимание механизмов культурного развития личности на каждом возрастном этапе предъявляет требование адекватности не только к содержанию, но и к технологиям образования. Приоритетное значение в системе культурологического личностно ориентированного образования в младшем школьном возрасте приобретают технологии развивающего обучения; в подростковом – технологии, имеющие ценностно-ориентационный характер; в старшем школьном возрасте – технологии рефлексивно-творческого обучения.

Следует обратить внимание на то, что для культурологического образования недостаточно тех областей гуманитарного знания, которые определены в базисном учебном плане. Становление системы культурологического личностно ориентированного образования в регионе предполагает самодетерминацию в региональной культуре и самоопределение образовательных учреждений как нужных окружающему социуму структур, индивидуализацию образовательных микросистем, их саморазвитие. Раскрытие теоретических основ личностно ориентированного воспитания позволяет говорить о нем как о воспитании гуманистического типа, которое имеет альтернативный характер по отношению как к коллективистическому воспитанию, так и к воспитывающему обучению в их традиционном понимании.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Внимание как ведущее условие организации познавательной деятельности младшего школьника
В ходе исследования потребовалось определить содержание таких понятий как «внимание», «свойства внимания», «познавательная активность», «познавательная деятельность». Несмотря на значимость внимания, психологи до сих пор не определились с трактовкой понятия «внимание». Так отечественный психолог Р. ...

Особенности внеклассной работы по иностранному языку с «трудными» детьми
Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети. Профессор С.А. Завражин даёт следующее определение категории «трудные дети/подростки»: это дети, подростки с затруднениями или нарушениями процесса социализации. К числу таких детей относят: неуспевающих; недисциплинированных; имеющ ...

Характеристика задач на построение
В преподавании математики большое значение при­обретают вопросы, связанные с обучением учащихся геометрическим построениям (выполнение наиболее рас­пространенных геометрических построений и обучение решению задач на построение). Решая задачи на построение, учащиеся приобретают первые теоретические ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru