Письмо с "секретом" как новый подход к формированию графических навыков

Страница 5

Здесь очень важно сделать такое замечание. Наблюдения за учащимися на первоначальном этапе обучения письму показали, что все предъявляемые им требования представляют для них большие трудности, вызывают большое мышечное напряжение и быстро их утомляют. Поэтому первая задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику освободиться от этой напряженности. Наиболее важными причинами мышечного напряжения ученика во время письма, как показывают наблюдения, являются:

1) новизна задач, которые ставит перед собой ученик, необходимость выполнения непривычных, тонких, мелких движений рукой;

2) сложность движений, необходимых для письма;

3) трудности их координирования.

Из сказанного следует, что для преодоления мышечного напряжения необходимо прежде всего упростить задачи, которые ставятся перед учеником во время подготовительных упражнений. Например, К.Д. Ушинский рекомендует начинать подготовительные упражнения при обучении письму с постановки отдельных точек и проведении линий, соединяющих эти точки.

Поскольку детям трудно выдержать одинаковые и правильные расстояния между палочками (линиями), а выдерживать правильные расстояния детей обязательно надо учить, в тетради должны быть заранее поставлены точки по верхней линии строки, которые показывают начало каждой наклонной.

Расстояние между точками должно равняться ½ высоты буквы, в данном случае палочки. Такая пропорция в написании букв определена в научной литературе К.Д. Ушинским.

Прежде чем начать писать, посмотрите, что у вас написано на верхней линии строки. (Точки.)

Эти точки помогут вам определить, откуда начинать каждую линию. А теперь попробуйте в своих прописях написать наклонные линии так, чтобы каждая линия была на одном расстоянии на всем её протяжении от предыдущей, или, как говорят, параллельной. Кто-нибудь из вас слышал ранее это слово? (Да! Я слышал.)

Очень хорошо! Тогда повтори, пожалуйста, как же называются такие линии? (Параллельные.)

При написании каждой последующей линии наши глазки должны смотреть не только на ту линию, которую пишете, но и на уже написанную слева. Иначе нам с вами не удастся написать линию параллельно предыдущей.

Здесь мы учим ребёнка распределять внимание, а также учим и самоконтролю. Практика показывает, что количество ошибок при таком разъяснении ученикам способа деятельности в дальнейшем резко уменьшается.

Детям предлагается под диктовку (диктуется способ написания) написать точное количество наклонных линий. При этом учитель говорит, что количество наклонных линий он не скажет. Но если дети будут внимательны, то по окончании смогут назвать точное их число. Учитель трижды диктует детям: "Поставьте ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опуститесь по наклонной линии вниз. Поставьте ручку и т.д.", затем спрашивает, какое количество линий они написали.

Данное упражнение не только вырабатывает умение правильно выполнять графическое действие, но и формирует у детей умение слышать задание учителя, осмысливать его и правильно выполнять. Иными словами, формирует внимание ребёнка.

Вторая часть алгоритма - умение делить наклонную линию на две и три части. Показав, что такое половина, предложив сопоставить половину высоты линии с интервалами между линиями (между точками) и подведя детей к пониманию, что они равны, мы предоставим ученику в последующем самому определять интервал между наклонными линиями, а позднее уметь сохранять ширину буквы, равную половине её высоты. Нахождение третьей части даст нам возможность иметь точное место соединений элементов и букв выше или ниже середины рабочей строки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Новости образования:

Основные технологии развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
Второй этап – организация формирующего эксперимента. Задачи исследования: включить в учебный процесс дидактические игры; разработать систему игровых занятий направленную на развитие произвольной памяти в процессе преподавания уроков математики в младших классах школы VIII вида. Экспериментальная ги ...

Методика констатирующего эксперимента
Роль познавательных умений, в современном процессе обучения истории многолика: во-первых, их формирование является одной из главных целей школьного исторического образования, так как на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных возможностей учащихся, раскрытие их индивидуал ...

Методика использования лингвистической игры на уроках в начальной школе
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен определить цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети усваивают в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели пре ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru