Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Страница 3

Когда представители различных этносов образуют полиэтнические сообщества, то часто происходят процессы маргинализации, отхода отдельных людей от корней своего этноса. В то же время, внутренне у каждого представителя того или иного этноса в сознании и подсознании остаётся след своей изначальной этнической принадлежности. И этот след проявляется в чувстве гордости за свою национальную принадлежность и желании в национальном самовыражении.

В зависимости от степени локализации этнических сообществ или взаимной диффузии представителей разных этносов в полиэтнические сообщества возможны разные социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений. О таких системах пишут специалисты ветви этнопедагогики, рассматривающей воспитание в условиях моноэтноса, – педагогики межнационального общения и межэтнического взаимодействия. Среди них учебное пособие по этносоциологии Н.Г.Айдемирова, Ю.В.Арутюнян и Л.М.Сусоколова [6]; по этнопедагогике ‑ Л.И Бережновой, И.Л.Набока и В.И.Щеглова [10], В.С.Кукушина [39], под редакцией Д.И.Латышиной [64], В.И.Матиса [46]; статьи М.А.Ворониной и С.В.Кутовой [18-19], Н.Н.Вуколова [20], З.Г.Гасанова [21-23] и др О значении межнациональной интеграции для обустройства русских переселенцев в Уссурийском крае пишет в книге об истории села Казакевичево Хабаровского района работница библиотеки этого села Н.Ф.Милушова [47].

Исходя из педагогического принципа опоры на положительное, сложившиеся межэтнические отношения в дальневосточных полиэтнических сообществах необходимо использовать в качестве базиса для поддержания этих отношений и воспитания молодёжи на лучших традициях каждого народа путём организации взаимообмена их духовными ценностями.

Из анализа представлений различных этнографов и этнопедагогов о духовных ценностях и принципах воспитания в той или иной национальной среде вытекает вывод о том, что в складывающихся веками и тысячелетиями народных традициях есть различия в формах их проявления, но, в сущности, у любого народа воспитание детей считалось приоритетным делом. Основным средством воспитания считается пример старших, всегда ценились семья, трудолюбие, уважительное отношение к старикам, гостеприимство, взаимная забота, отвага и доблесть, честность, бережное отношение к окружающей природе. Дети воспитывались всем миром, в совместном труде и общении со старшими, участвовали в национальных праздниках, обрядах и ритуалах. Аристократы у некоторых народов, дабы их дети не росли белоручками и лентяями, специально отдавали их на воспитания дядькам и в другие семьи, где они не могли быть избалованными (аталычество у горских племён и т.п.).

Желание многих молодых людей больше знать о культуре и обычаях своего и других народов необходимо рассматривать как мотив для их активной деятельности в этом направлении и призыв к тому, что в воспитательной системе это желание должно быть наиболее полно удовлетворено.

Наряду с положительными, в этнокультуре и воспитании молодёжи на Дальнем Востоке выявлены факторы, которые нельзя отнести к позитивным, но которые также требуется учитывать в конструировании и реализации социально-педагогических систем по воспитанию КМО.

Так, более половины опрошенных отметили, что в учреждениях образования за время их учёбы не было никаких специально организованных мероприятий, в которых они бы могли проявить себя с национальной стороны или больше узнать о культуре своего и других народов, что им известны случаи межэтнических конфликтов на Дальнем Востоке. Более чем для 60 % не имеет никакого значения повседневное общение с людьми других национальностей; только иногда задумываются наедине с собой и разговаривают в кругу друзей о своей национальной принадлежности немногим более 30% респондентов. Очевидно, что это издержки сложившейся системы воспитания, в которой о национальном факторе зачастую умалчивают или просто его игнорируют. Не случайно по этому поводу авторы одного из учебных пособий по этносоциологии критически замечают: «Некоторые политики и обществоведы полагают, что чем реже учёные и практические работники будут ставить этносоциальные, этнические вопросы, тем благополучнее станет общественная атмосфера. Но политика умолчания и недоговорок, как показывает история, в том числе и совсем недавняя, ни к чему хорошему привести не может » [6; 6].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Использование НИТ в организации ученического самоуправления
Существует достаточно большое количество научно-педагогических исследований, доказывающих, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую, чем традиционные формы обучения эффективность в образовательном процессе. В концепции воспитательной школы определена модель ...

Игра как психологический и социально-педагогический феномен
Для того, чтобы определить понятие «игровые технологии», необходимо рассмотреть понятие «игра» и её историческое становление, выделить существенные свойства игры, сравнив игры людей и животных, игру в различных культурах. Игры существуют и в животном мире. Играми животных мы называем, по преимущест ...

Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века
Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. В этой связи в общественно-политической жизни общества усилива ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru