Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ » Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы развития культуры межнациональных отношений

Страница 1

Культура, в отличие от первозданной природы и происходящих в ней явлений, есть феномен «рукотворный», созданный руками, умом и душой человека, человечеством. Среди этих человеческих творений сложилась и культура отношений между различными народами, нациями и людьми различных национальностей (этносов). Под культурой межнациональных отношений (КМО) следует понимать исторически сложившиеся ценностные ориентиры и нормы поведения наций, народностей и отдельных людей по отношению к людям иной этнической принадлежности. В этом плане КМО есть феномен объективный и не зависящий от каждой конкретной личности. В то же время каждая личность способна какую-то часть этой объективной действительности перенести в свой внутренний план – интериоризовать. Интериоризация сложившейся культуры межнациональных отношений каждой отдельной личностью происходит как спонтанно в процессе межнационального общения, так и в специально организованных для этого социально-педагогических системах.

Этносы сами по себе представляют естественно складывающиеся динамичные социально-педагогические системы, в которых происходит передача этнической культуры от одних поколений к другим. По определению, данному Ю.В. Бромлеем и Р.Г. Подольным, этнос – это «исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих не только общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, то есть самосознанием» [13; 32]. Это определение не первое в науке. Ранее понятие этноса сформулировал С.И. Широкогоров как «группу людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающую комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освящённых традицией и отличимых ею от таковых других» [82; 122].

Общность языка и территории имеет существенное значение в период зарождения того или иного этноса. В условиях миграции населения эти факторы часто перестают быть существенными. В то же время, этносы, сформировавшись однажды, при переселении продолжают сохранять специфические для них черты. Скажем, англичане в Великобритании (территории изначального зарождения этноса) не перестают оставаться англичанами, переселившись в Австралию, Америку, Канаду или ещё куда-нибудь, однако в силу новой территориальной локализации со временем образуют субэтносы и мегаэтносы, обретают новую ментальность и становятся австралийцами, американцами, канадцами и т.д. Языком их мышления и общения остаётся английский, но он тоже претерпевает изменения. «Географическая (природная) среда, ‑ отмечают Ю.В.Бромлей и Р.Г. Подольный, ‑ непременное условие возникновения и функционирования этноса, и её изменения оказывают существенное влияние на собственно этнические процессы» [13; 46]. Это относится и к переселенцам из различных этносов на Дальний Восток. На этой территории со временем образовался мегаэтнос дальневосточников, среди которых сохраняются изначальные этнические черты, но приобретены и другие, в том числе и потребность в бесконфликтном сосуществовании представителей изначально разных этносов.

Предложенная Ю.В. Бромлеем и Р.Г. Подольным этническая иерархия включает в себя следующие уровни: этносы, субэтносы и мегаэтносы. Этносы – «совокупности людей, обладающие наибольшей интенсивностью этнических свойств и выступающие в качестве самостоятельных единиц общественного развития». Субэтносы – «входящие в состав этносов общности» (к примеру, казаки внутри русского этноса). Мегаэтносы – «образования, охватывающие по нескольку этносов, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждый из этносов» [13; 34].

В свою очередь, межнациональные отношения проявляются также на разных уровнях – как отношения между целыми нациями (макроуровень), как отношения между народностями или этническими сообществами (мезоуровень) и как межличностные отношения между конкретными людьми разной национальности внутри этносов (микроуровень). Если первые два уровня проявляются во внешней и внутренней государственной политике, то последний – в межличностном общении. Общение внутри этносов (микроуровень) в настоящей брошюре рассматривается как приоритетное, определяющее успех воспитания КМО. Политический уровень межнациональных отношений при этом берётся во внимание как фон, на котором проявляются межличностные отношения представителей разных этносов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Анализ учебной программы Санкт - Петербургской Городской художественной школы по дисциплине "Рисунок"
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Санкт - Петербургская городская художественная школа" осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам. Я буду рассматривать в этой работе учебную программу по дисциплине "Рисунок&quo ...

Концепция программированного обучения
Под программированным обучением понимается управление усвоением программного учебного материала с помощью обучающего устройства. Концепция программированного обучения предполагает предоставление учебной информации сравнительно небольшими порциями в определенной последовательности. После каждой порц ...

Анализ «Фестиваля Народов Красноярского края»
Проблема анализа фестиваля состояла в том, что мы не знали, что выбрать за основание анализа. Поскольку педагогическая ситуация в модели воспитательного процесса конкретизирует схему трансляции культуры, а деятельность выделяем как главное условие формирования толерантности, в своем исследовании мы ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru