Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ

Педагогические практики » Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ

Обращение к исследованию воспитательного потенциала молодёжных полиэтнических сообществ обусловлено следующими обстоятельствами:

многоэтническим составом большинства молодёжных сообществ в России, независимо от того, где и как они формируются;

потребностью многонационального российского общества в предупреждении, а в идеале и предотвращении возможных межэтнических конфликтов;

интересом молодых людей к представителям иных национальностей, входящих в сообщества, членами которых они являются;

недооценкой работниками образования в большинстве случаев воспитательных возможностей молодёжной полиэтнической среды;

потребностью российского общества и государства в «защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» (один из принципов государственной политики в области образования, сформулированный в Законе Российской Федерации «Об образовании») [33].

В исследовании преследовалась цель научно-педагогического обоснования воспитательных возможностей молодёжных полиэтнических сообществ и создания дополнительных к имеющимся теоретических и методических предпосылок для преподавания в рамках учебного курса «Педагогика» для студентов педагогических специальностей раздела «Педагогика межнационального общения».

Для достижения поставленной цели решались следующие исследовательские задачи:

выявлялись теоретические предпосылки для обоснования спектра воспитательных возможностей молодёжных полиэтнических сообществ;

изучался национальный состав молодёжных сообществ образовательных учреждений, самодеятельных молодёжных организаций;

определялись состояние индивидуальной национальной самоидентификации молодых людей и их отношения к представителям иных национальностей, с которыми они входят в одно и то же сообщество;

изучалось состояние использования в сложившихся образовательных системах воспитательного потенциала молодёжных полиэтнических сообществ;

проектировались и проходили апробацию конкретные формы воспитательной работы по развитию культуры межэтнических отношений (КМО) в молодёжных полиэтнических сообществах.

Методами решения исследовательских задач были теоретический анализ источников научной информации по теме исследования, социологические опросы, анализ планов и содержания воспитательной работы в образовательных учреждениях, деятельности молодёжных общественных организаций, моделирование и экспериментальная проверка системы воспитательных возможностей молодёжных полиэтнических сообществ.

Исходной предпосылкой в исследовании являлся тот факт, что абсолютное большинство молодёжных сообществ в современной России многонациональные по своему составу. Следовательно, в этих сообществах осуществляется спонтанное либо организованное межнациональное общение. Любое общение является формой проявления личностной активности, следовательно, оно не может быть нейтральным в деле воспитания молодёжи и является средством влияния на личностное развитие субъектов общения. При этом общение между представителями различных этносов, входящих в сообщество, имеет дополнительные, по сравнению с моноэтническими сообществами, воспитательные возможности.

Специально организованная совместная деятельность и общение молодых людей, безусловно, являются воспитательными актами. Множество таких актов способно привести к локальным и системным личностным изменениям субъектов общения в соответствие с целевыми установками воспитания. Какие цели воспитания способно достигать спонтанное и организованное межнациональное общение? Какие методы и организационные формы воспитания являются адекватными этим целям? Способно ли воспитание у молодых людей культуры межэтнических отношений предотвратить или хотя бы уменьшить риск межнациональных антагонистических конфликтов? К ответам на эти и другие вопросы призвана приблизить предлагаемая читателю брошюра.

Попытки ответить на эти вопросы осуществлялись на основе изучения сложившихся в молодёжной среде межэтнических отношений, среди которых есть позитивные и негативные проявления. Исследователей интересовали, прежде всего, позитивные моменты в отношениях такого рода, ибо одним из основополагающих педагогических принципов является принципа опоры на положительное в воспитании.

Исследование проводилось под руководством автора брошюры сотрудниками Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ИКАРП ДВО РАН) с привлечением специалистов из Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (ДВГСГА, г. Биробиджан), Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГГУ, г. Хабаровск), Биробиджанского филиала Амурского государственного университета (БФ АмГУ), Якутского государственного университета (ЯГУ). Промежуточные результаты исследования представлялись на научных конференциях разного уровня и опубликованы в различных изданиях [18], [19], [40], [51-61].

Автор признателен за предоставленные материалы и участие в их систематизации и обработке доктору геолого-минералогических наук, члену Союза писателей России Ю.С. Салину, кандидату биологических наук ЕА. Григорьевой, аспирантам ИКАРП ДВО РАН М.А.Ворониной и С.В. Кутовой, кандидату педагогических наук доценту ДВГСГА И.Б.Голубь, известному в ЕАО краеведу Е.Д. Кабанцовой, заведующей редакционно-издательским отделом ИКАРП ДВО РАН Г.А. Кузьменко, студентам БФ АмГУ Е. Аринину и В. Балобаевой, студенту факультета народов Крайнего Севера ДВГГУ А. Николаеву и др. Существенную помощь в подготовке рукописи к изданию оказала сотрудница редакционно-издательского отдела ИКАРП ДВО РАН Г.В. Матвейчикова. Особо автора благодарен рецензентам ‑ кандидату педагогических наук, профессору ДВГСГА В.К. Григоровой и кандидату педагогических наук, доценту, директору Биробиджанского ОблИУУ Т.А. Файн, оказавшим существенную помощь в формировании содержания и структуры рукописи.

Все отзывы, замечания и пожелания относительно содержания брошюры просьба присылать по адресу: 679016, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 4, ИКАРП ДВО РАН, лаборатория региональных социально-гуманитарных исследований. Электронная почта: rsgilab@rambler.ru

Новости образования:

Виды и уровни проблемного обучения
Процесс проблемного обучении порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать. М.И. Махмутов считает, что виды проблемного обучения ...

Как помочь ребенку избавиться от агрессивных привычек
В возрасте от двух до четырех лет многие дети становятся излишне агрессивными. Они постоянно спорят, ругаются как со сверстниками, так и с родителями, наотрез отказываются выполнять требования взрослых, намеренно нарушают все существующие правила и запреты. Порой кажется, что действия ребенка напра ...

Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru