Интернационализм в широком смысле слова предполагает международную солидарность, взаимопонимание, взаимное доверие, взаимопроникновение культур и ценностей людей различных наций и рас. Как личностное качество интернационализм выражается в позитивном отношении человека к этим культурам и ценностям, в стремлении к межнациональному согласию и действиям, направленным на достижение солидарности народов.
Полиэтнические сообщества институционального и неформального характера являются наиболее благоприятной средой для гражданского, патриотического и интернационального воспитания в их единстве. Являясь членом такого сообщества, каждый индивид имеет возможность сравнивать себя с представителями иных национальностей, полнее себя идентифицировать с родственным ему этносом и обогащаться духовно в общении с представителями других этносов. В таких сообществах развиваются не только чувства сопричастности со своим этносом, но и с мировым многонациональным сообществом, что и является выражением единства гражданственности, патриотизма и интернационализма.
Анализируя возможности народной педагогики, авторы одного из современных учебных пособий по этой дисциплине формулируют воспитательные возможности полиэтнических сообществ следующим образом: «Современная образовательная система, если она стремится к цивилизации, должна реализовать принцип – от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры» [65; 469]. И далее: «Знание традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений» [65; 478].
В разделе 2 данной брошюры приведены данные, свидетельствующие о том, что большинство молодых людей проявляют интерес к культуре своего и других народов и выражают желание расширять свои знания об этих культурах. Удовлетворение этого интереса они находят в повседневном общении внутри полиэтнических сообществ и наблюдениях, в самостоятельном обращении к различным источникам печатной и электронной информации, отражающим обычаи и традиции различных народов.
Эксперимент, проводимый среди учащихся 11-х классов в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №3 г. Биробиджана, показал, что более одной трети из 84 старшеклассников связывают своё понимание патриотизма с собственной национальной принадлежностью, с уважением к истории, культуре и достижениям своего народа, нации. Такое понимание обусловлено целенаправленной работой педагогов школы по формированию национального сознания учащихся, уважения их к национальным традициям и родному языку. Об отсутствии у этих школьников националистической психологии, ибо у них не нашла поддержку провокационная позиция «преклонения перед западными странами», а выявлены суждения об уважительном отношении к их народам [45]. В образовательных институтах с полиэтническими сообществами такие отношения могут быть полнее и интенсивнее реализованы путём специальной педагогической организации изучения культур разных народов, межнационального общения и различных видов деятельности субъектов таких сообществ.
Успех в деле патриотического воспитания школьников во многом зависит от подготовленности к целенаправленному осуществлению этой деятельности и патриотизма педагогов. Показательным в этом отношении является опыт Уральского государственного педагогического университета, описанный его ректором Б.М. Игошевым [34]. Автор представляет систему патриотического воспитания студентов, включающую в себя соответствующую деятельность вуза на уровнях академических групп, кафедр, факультетов, университета в целом и межвузовского взаимодействия. В деятельность по патриотическому воспитанию студентов включены сами студенты и их самодеятельные организации, преподаватели всех учебных дисциплин и ветераны труда, участники боевых действий, вузовские музеи и окружающая социальная и природная среда. Существенное значение для патриотического воспитания студентов имеют торжественные ритуалы и традиции. Разработанная и реализуемая в вузе структурно-функциональная модель патриотического воспитания студентов позволяет не только качественно, но и количественно оценивать её эффективность, и автор предлагает соответствующие критерии и методику оценивания.
Новости образования:
Средства и формы музейной деятельности: эффективностьвоздействия на
личность
Рассмотренные в предыдущем параграфе особенности музейной коммуникации с точки зрения возможностей включения музея в педагогический процесс общества расширяют возможности воспитательной деятельности общества через использование инструментов музейной деятельности. Сегодня включение форм и средств му ...
Практический опыт организации и использования
предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей среднего
дошкольного возраста
Педагогическая и воспитательная работа в ДОУ № 63 пгт. Чернышевск Забайкальского края ведется согласно основной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой. Экологическое воспитание дошкольников среднего возраста в ДОУ ведется в следующих педагогических ...
Возрастные особенности младшего школьного возраста
Я.А. Коменский утверждал и настаивал на том, что в учебно-воспитательной работе должен быть строгий учет возрастных особенностей детей. Он был первым, кто выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому воспитание и обучение должны соответствовать возрастным этапам развития. Он ...