Мнемические способности учащихся

Педагогические практики » Усвоение знаний в школе » Мнемические способности учащихся

Страница 2

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Здесь прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это ~ высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к последующему формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функциональные органы - прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, обеспечивающие функционирование и усовершенствование соответствующих способностей.

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность ~ одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности

Сфера деятельности, в которой проявляются способности:

Характеристика ребенка

интеллектуальная

наблюдателен;

разносторонне любознателен;

имеет исключительную память;

охотно и легко учится;

знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;

умеет хорошо излагать свои мысли.

академических достижений

Чтение:

часто выбирает своим занятием чтение;

использует богатый словарный запас;

подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;

способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;

демонстрирует умение читать.

Математика:

проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;

проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;

демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);

с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;

разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

Естествознание:

внимателен к предметам и явлениям;

проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;

часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;

проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;

творческого или продуктивного мышления

чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;

демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);

часто делает все по-своему (независим);

изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;

способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.

общения и лидерства

легко приспосабливается к новым ситуациям;

другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;

имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;

другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

художественной деятельности

Изобразительное искусство:

проявляет очень большой интерес к визуальной информации;

проводит много времени за рисованием или лепкой;

демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

осознанно строит композицию картин или рисунков

его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

Музыка:

проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

чутко реагирует на характер и настроение музыки;

легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;

с удовольствием подпевает.

двигательная

проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

любит движение (бег, прыжки, лазание);

обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

прекрасно удерживает равновесие;

для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе
Исследованием речи в онтогенезе занимались такие специалисты как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Филичева Т.Б., Туманова Т.В. и д. р. Шаховская С.Н., Худенцова Н.С., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. и др. отмечают, что речь не является врожденной способностью, а развивается в ...

Разработка программы профессионального самоопределения
В ходе нашего исследования мы установили, что в образовательном пространстве МОУ «Невонская средняя школа №2» старшеклассники имеют в основном средний уровень профессиональной готовности. Таким образом, в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш ...

Проблемы формирования образовательной среды
Историографический аспект проблемы формирования образовательной среды связывается с именами: ● К.Д. Ушинского, выдвинувшего идею о связи школы с жизнью, зависимости направления и содержания общественного развития от последующей деятельности воспитанников; ● Н.И. Пирогова, убеждённого, ч ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru